В обществе, где уровень жизни достаточно высок, критика и жалобы становятся все более распространенным явлением

В период проведения подписной кампании имел честь встретиться со многими коллективами предприятий и организаций района. Разговор каждый раз складывался непредсказуемо. Но одна тенденция зацепила: чем выше на конкретном предприятии уровень заработной платы, тем меньше понимания.

– А я не могу себе позволить потратить 30 рублей на бумажное издание, мне детей нужно кормить, – заявил один из собеседников, вертя в руках во время разговора мобильный телефон, стоимостью в его полугодовой заработок.

Аналогичную реплику слышал и от людей, возвращавшихся с работы домой на люксовых авто, приобретенных в салонах известных брендов.

Заинтересованности в жизни района никакой, зато претензий от таких людей можно услышать десятки. Тот самый молодой человек с дорогим телефоном с ходу назвал несколько проблем, мешающих его комфортной жизни. Это не вовремя покошенная трава возле подъезда его дома, требующая покраски детская площадка, некачественная уборка лестничной площадки, толчея в автобусе…

Зато пенсионеры с радостью выделяют десяток рублей из своего скромного бюджета, чтобы быть в курсе жизни района, вовремя поздравить с днем рождения или юбилеем родственников, знакомых, уважаемых людей. А еще они с ностальгией вспоминают стихийные субботники, когда весь дом выходил во двор не только красить металлические конструкции спортивного городка, но и создавать их, высаживать молодые деревца. А во время уборки подъезда, когда это делалось по графику всеми жильцами дома, можно было с соседями пообщаться, да и порядок на площадках был образцовым.

Неужели правдиво утверждение, что с ростом доходов и благосостояния общество становится более скупо на сострадание, помощь, но более требовательно к качеству услуг и товаров, сервису? Что поменялось за два-три десятилетия? Компьютеры, планшеты, телефоны, огромные экраны с функцией сматр-ТВ отнимают все свободное время. Раньше 64-дюймовый экран считался роскошью. Три основные телепрограммы смотрели по очереди, переключая ПТРК (механический переключатель телевизионных радиоканалов. – Авт.) пассатижами, потому что стандартная бобышка, как правило, разваливалась в первые месяцы эксплуатации. У счастливчиков, приобретших приставку для дециметровых волн, добавлялось еще три канала, по которым частенько транслировались американские мультфильмы.

Все остальное время и у детей, и у взрослых занимала работа по хозяйству. Одна только заготовка сена чего стоила! В три часа утра с первой росой принимались косить траву, в полдень уже шли ворошить сено. Бывало, что уже к вечеру его сносили или свозили на подворье. Помню, как бабушка жены рассказывала: после войны норма выкоски для женщин была 40 соток. За ее выполнение давали 100 граммов (!) пшена или другой крупы. Даже в зрелом возрасте за день не мог скосить такой участок…

Отдельный вопрос – заготовка дров. Сначала – валка деревьев в лесу вручную, затем – погрузка и доставка на конной телеге домой. И пошли летние дни в слаженной работе «Дружбой-2» (ручная двуручная пила. – Авт.) на пару с братом.

Сегодня и бензокосы в каждом дворе есть, и бензопилы, а сотку-две сорняков покосить возле двора брезгуем, как и спилить кустарник на пустыре. Все на власть пеняем: мы, мол, налоги платим, пусть нам достойный уровень благоустройства обеспечивают. Вот такое социальное иждивенчество.

Возвращаясь к теме подписной кампании, с юмором отмечу: частенько разговоры с потенциальными подписчиками проходят как те самые заседания книжных клубов для дам из элитного общества, где обсуждение нового издания строится на мельком прочитанной аннотации. А что, разве не похоже: прочитал абзац в телеграм-канале, и все новости уже в голове?

Фото сгенерировано с помощью ИИ.