Заместитель начальника отдела внутренних дел – начальник криминальной милиции Добруша Василий Надточеев рассказал, как не стать жертвой мошенников

Сегодня самый массовый и разрушительный вид киберпреступлений не требует никаких технических навыков. Его оружие – не код, а телефонный звонок, его инструмент – не вирус, а хорошо продуманный сценарий, основанный на человеческой психологии.

– В последнее время участились случаи телефонного мошенничества, в котором зло­умышленники маскируются под представителей самых привычных организаций, – рассказал собеседник. – Их цель – вызвать у человека доверие, создать ощущение срочности и выманить деньги.

Откуда звонят: «Белтелеком»

В ходе беседы злоумышленник сообщает человеку, что у него заканчивается срок действия договора на оказание услуг. Путем оформления заявки мошенники узнают пас­портные данные.

«Обновление кода домофона»

Мошенник представляются сотрудником управляющей компании, службы безопасности или другой официальной организации. Злоумышленники сообщают, что новый код придет в СМС и его надо сообщить для обновления в системе. Только на самом деле СМС поступает от банка.

Водоканал» и «Электросети»

Человеку предлагают оставить заявку на проверку или замену счетчиков. Используя легенду о необходимости заполнения заявки, злоумышленники выманивают конфиденциальные паспортные данные.

– Следует отметить, что злоумышленники активно используют как мессенджеры, так и домашние телефоны для осуществления подобных преступлений, – говорит Василий Надточеев. – Часто рассылаются сообщения якобы от сотовых операторов. Текст убедителен: «Необходимо продлить договор об оказании услуг», «Ваш тариф требует подтверждения», «Активируйте улучшенные условия». Цель – заставить по клику перейти на фальшивый сайт и ввести конфиденциальную информацию.

Фишинговый сайт, на который ведет ссылка, как правило, визуально напоминает точную копию официального портала оператора. Используются те же логотипы, шрифты, цветовые схемы.

– Необходимо помнить, что ни сотрудники сотовых компаний, ни работники банков, органов правопорядка, экстренных служб, почты и управления по труду никогда не используют для связи мессенджеры, – резюмирует собеседник. – И уж тем более не запрашивают никакой информации.

ФАКТ:

По данным УВД обл­исполкома, только за три дня октября в Мозырский РОВД поступило 115 сообщений от граждан о случаях кибермошенничества.