Сегодня самый массовый и разрушительный вид киберпреступлений не требует никаких технических навыков. Его оружие – не код, а телефонный звонок, его инструмент – не вирус, а хорошо продуманный сценарий, основанный на человеческой психологии.
– В последнее время участились случаи телефонного мошенничества, в котором злоумышленники маскируются под представителей самых привычных организаций, – рассказал собеседник. – Их цель – вызвать у человека доверие, создать ощущение срочности и выманить деньги.
Откуда звонят: «Белтелеком»
В ходе беседы злоумышленник сообщает человеку, что у него заканчивается срок действия договора на оказание услуг. Путем оформления заявки мошенники узнают паспортные данные.
«Обновление кода домофона»
Мошенник представляются сотрудником управляющей компании, службы безопасности или другой официальной организации. Злоумышленники сообщают, что новый код придет в СМС и его надо сообщить для обновления в системе. Только на самом деле СМС поступает от банка.
Водоканал» и «Электросети»
Человеку предлагают оставить заявку на проверку или замену счетчиков. Используя легенду о необходимости заполнения заявки, злоумышленники выманивают конфиденциальные паспортные данные.
– Следует отметить, что злоумышленники активно используют как мессенджеры, так и домашние телефоны для осуществления подобных преступлений, – говорит Василий Надточеев. – Часто рассылаются сообщения якобы от сотовых операторов. Текст убедителен: «Необходимо продлить договор об оказании услуг», «Ваш тариф требует подтверждения», «Активируйте улучшенные условия». Цель – заставить по клику перейти на фальшивый сайт и ввести конфиденциальную информацию.
Фишинговый сайт, на который ведет ссылка, как правило, визуально напоминает точную копию официального портала оператора. Используются те же логотипы, шрифты, цветовые схемы.
– Необходимо помнить, что ни сотрудники сотовых компаний, ни работники банков, органов правопорядка, экстренных служб, почты и управления по труду никогда не используют для связи мессенджеры, – резюмирует собеседник. – И уж тем более не запрашивают никакой информации.
ФАКТ:
По данным УВД облисполкома, только за три дня октября в Мозырский РОВД поступило 115 сообщений от граждан о случаях кибермошенничества.
