Точки роста, тренды и статистика. Как развивается туризм в Беларуси

Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма — профессиональный праздник специалистов, которые превращают мечты о путешествиях в четко спланированные маршруты. В 2025 году он проходит под девизом «Туризм и устойчивая трансформация». Беларусь может удивить сочетанием культурного наследия, природных достопримечательностей, возможностей для активного отдыха и гастрономических изысков. Как привлечь больше туристов и каковы тренды развития сферы — в материале БЕЛТА.

Что говорит статистика

Интерес иностранцев к Синеокой остается стабильно высоким. Активно путешествуют по родной стране и белорусы. В 2024 году общее количество въездных поездок составило 6,6 млн, а внутренних — 19,7 млн. За границу совершено 4,7 млн поездок. В сфере работают более 1,1 тыс. туристических организаций, которые сотрудничают с 124 странами мира. Их услугами в прошлом году воспользовались свыше 2,7 млн человек.

За прошлый год Беларусь приняла 366,7 тыс. организованных туристов и экскурсантов, которые приехали из 85 государств. Абсолютное большинство — граждане России (355 799 человек). Кроме Российской Федерации в топ-5 по въездному туризму вошли Латвия, Турция, Китай и Литва. В среднем каждый иностранец провел в Беларуси четыре дня.

Почти 1,73 млн белорусов отправились в организованные туры по своей стране. Лидируют короткие поездки: 92% путешественников решили ограничиться однодневными экскурсиями.

Пользовались популярностью агроусадьбы — их в стране в 2024 году насчитывалось 1408. Здесь побывали 427,6 тыс. человек из 41 страны, которые в среднем находились на отдыхе два дня. В числе гостей в основном белорусы (413 640 человек), на втором месте — россияне (11 919 агротуристов). Замыкают пятерку Узбекистан, Латвия и Казахстан.

Что касается выездного туризма, то география насчитывает 113 стран. В лидерах по числу организованных туристов, выехавших за рубеж, значатся Турция, Россия, Египет, ОАЭ и Грузия.

Основные направления и точки роста

В Беларуси представлены 13 видов туризма: историко-культурный, образовательный, религиозный, лечебно-оздоровительный, медицинский, агроэкотуризм, охотничий, событийный, промышленный, экологический, деловой, гастрономический, активный. Вот уже два года в республике каждый месяц посвящается одному из них. В этот период проводятся тематические мероприятия: семинары, конференции, дни открытых дверей, конкурсы.

Совершенствуется материально-техническая база туристической отрасли. Функционируют 618 гостиниц и аналогичных средств размещения, из них 76 находятся в Минске. За четыре года — с 2021-го по 2024-й — реализовано 116 крупных мероприятий по строительству и реконструкции объектов туриндустрии. Подтверждены строительство, реконструкция или модернизация еще 95 объектов в туристической сфере, из них 12 проектов запланированы в Минске.

По мнению экспертов, Беларусь не в полной мере использует свой потенциал. Для того чтобы определить точки роста, ежегодно проводятся тематические маркетинговые исследования. Так, в прошлом году специалисты проанализировали тенденции развития в республике промышленного туризма. Заместитель председателя Республиканского союза туристической индустрии, автор маркетингового исследования Дмитрий Скворчевский считает, что предприятия сами по себе являются готовыми объектами показа, необходимо лишь грамотно организовать процесс.

«Туристам интересны производственные экскурсии. Причем количество иностранцев, которые их посещают, превысило число побывавших на них граждан Беларуси. Это интересная тенденция», — отметил Дмитрий Скворчевский.

В этом году внимание уделено гастрономическому туризму. По результатам исследования будут изданы рекомендации для представителей сферы гостеприимства.

Новые тренды и трансформация отрасли

Как рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов, белорусский туризм переходит от стандартных маршрутов к нетривиальным. Растет интерес к уникальным форматам отдыха. Все больше как индивидуальных туристов, так и организованных групп посещают места, которые ранее не сталкивались с массовым потоком. Появляются театрализованные, костюмированные, вечерние экскурсии. Турфирмы организуют путешествия на лавандовые, тюльпановые поля, болота, необитаемый остров Ду. Набирают популярность такие города, как Пинск, Барановичи, расширяют предложения для туристов Новогрудок, Лида.

В целом, по словам Дмитрия Морозова, наблюдается высокая заполняемость гостиниц, агроусадеб, санаториев, жилья на сутки. На некоторые экскурсии запись ведется на месяцы вперед. На повестке дня — вопросы совершенствования инфраструктуры, логистики, законодательства.

Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович обратила внимание на очевидную тенденцию — внимание к внутреннему туризму. «Это внимание, увлеченность своей страной открывают новые горизонты и одновременно выявляют проблемные места, на которых нужно сконцентрироваться», — заметила она.

Задача пятилетия — сделать туризм национальным проектом, открыть миру нашу историю, культуру и язык. Для этого проводятся системные преобразования отрасли, чтобы она стала «локомотивом» для экономики. Акцент ставится на экономической отдаче — доля туризма в ВВП должна вырасти вдвое, до 4,5%. Одна из стратегий по повышению доходов турсферы — увеличить средний чек туристов, длительность их пребывания в Беларуси.