Яркий финал «Интервидения», собравший представителей 23 стран в столице Российской Федерации, прошел 20 сентября, но бурная реакция, которую событие вызвало в мире, не утихает и сегодня. Многие СМИ, в том числе западные, написали, что конкурс стал символом культурной альтернативы «Евровидению». Хотя, на мой взгляд, его противоположностью.
Красиво, даже слишком
Трансляцию «Интервидения» смотрела на канале «Беларусь 1». Прямой эфир получился качественным, живым, даже рекламных пауз за несколько часов почти не было. Сидя у телевизора, ощущала волнение. Во-первых, потому, что среди участников была белоруска Настя Кравченко, кстати, самая молодая из них, а, во-вторых, атмосфера грандиозного события передавалась даже через экран. Представляю, какими были ощущения зрителей в зале «Лайф-Арены» в Москве. Для минчан организовали совместный просмотр на Октябрьской площади. Тоже классно!
Впрочем, сами артисты казались спокойными, уверенными, расположенными к общению, слово собрались не конкуренты, а друзья. А ведь многие из них ради трех минут славы преодолели немалые расстояния, а некоторые – и серьезные препятствия. Было обидно за представительницу США, которой правительство Австралии «вручило ноту» буквально перед выходом на сцену! Ведущие конкурса сообщили об этом так: «Гражданка США и Австралии не сможет выступить по не зависящим от организаторов и делегации США причинам, вызванным беспрецедентным политическим давлением со стороны правительства Австралии». Непонятно и неприятно.
Акцент – на внутреннее содержание
Однако ложка дегтя не смогла испортить общее впечатление от высокотехнологичного и при этом душевного шоу. Зрители мысленно посочувствовали певице Васси и продолжили наслаждаться выступлениями следующих конкурсантов. На мой взгляд, победы были достойны все. Прежде всего – за выбор песен: мелодичные, искренние, о любви к жизни, в своей стране, к родителям, проникнуты глубоким смыслом. Порадовало, что на конкурсе часто звучала русская речь не только в словах ведущих на сцене и журналистов, которые работали в зале, но и из уст самих исполнителей. Например, участники трио из Кыргызстана пели о любви к женщине то на родном, то на русском языках. Это было трогательно.
Чтобы провести впечатление на жюри и зрителя, участникам «Интервидения» не нужно было оголяться, наряжаться в перья и странные предметы гардероба несвоего пола, размахивать нетрадиционной символикой. На конкурсе в Москве бал правили талант, национальное разнообразие и культурная самобытность. Важно и то, что среди конкурсантов были супружеские пары – вот такая достойная пропаганда традиционных семейных ценностей.
«Культурный противовес Западу»
Стало интересно, а что же пишут об «Интревидении» западные СМИ. Французский телеканал France24 одним из первых подчеркнул, что участие представителей более 20 стран выводит конкурс на международный уровень и делает его «серьёзным конкурентом декадентскому «Евровидению»». Американский ресурс Politico сделал акцент на политическом подтексте «Интервидения». Там заявили, что речь идет не просто о конкурсе песен, а о символическом столкновении идеологий и культурных кодов. По мнению американских экспертов «Интервидение» открывает двери современным стилям, а не замыкается на «патриотических песнях», как утверждали критики. Британские медиа назвали «Интервидение» «культурным противовесом Западу». Газета The Guardian подчеркнула, что российский конкурс ориентирован на подлинность и национальную идентичность, тогда как «Евровидение» в последние годы утратило универсальность и стало площадкой для эксцентричных постановок.
Есть и много других мнений, но одно очевидно: «Интервидение» стало ярким музыкальным событием и площадкой для демонстрации многообразия культур, традиционных ценностей, новых форматов, а также символом альтернативы западному влиянию.