О налогах и развитии налоговой системы на территории Республики Беларусь расскажет начальник инспекции МНС по Новобелицкому району г.Гомеля Кузикова Наталья.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати.
Налоги и налоговая система на территории Беларуси в своем развитии прошли несколько исторических этапов. Эти этапы можно связать с историческими периодами развития государства:
- налоги Великого княжества Литовского;
- налоги Речи Посполитой;
- налоги Российской Империи;
- налоги БССР;
- налоги Республики Беларусь.
В Литовском государстве существовали такие налоги как: дань, подымщина, серебщина, поволовщина, поголовщина, чинш и другие.
В период ВКЛ налоги уплачивались как великому князю, так и феодалам. Феодалы изымали налоги с крестьян в различной форме за пользование землей.
Раздавая земли «в особое содержание», князь определял виды и размеры доходов, которые они обязаны вносить в государственную казну. Земля, выданная шляхте, освобождалась от уплаты податей. Что касается частновладельческих крестьян, то они платили все подати в пользу своего хозяина. Церковные земли, как правило, освобождены были от мелких повинностей.
Сбор налогов великим князем в ВКЛ осуществлялся посредствам полюдья. Оно заключалось в том, что в установленное время князь со своей дружиной объезжал свои владения и изымал налог. Первоначально налог был в форме натуральных выплат (продуктами питания), но позже он стал изыматься в денежной форме.
Феодалы взимали налоги в форме барщины, чинша и натурального оброка. Барщина это налог, заключавшийся в обработке определенного количества дней земель феодала. Чинш представлял собой денежный налог за пользование земельным наделом предоставленным феодалом. Натуральный оброк заключался в предоставление части сельскохозяйственной продукции феодалу.
Великокняжеские люди (сельскохозяйственное население и мещане) платили своему господарю различные подати со своих земель деньгами и натурой, а также несли различные повинности.
Размер повинностей зависел от размера земельного участка, которым наделялся крестьянин.
Натуральный оброк вносился натурой со всего, что уродилось и прибыло в крестьянском хозяйстве — рожью, пшеницей, овсом, баранами, свиньями, яловицами, курами, яйцами и т.п.
Важное место в жизни сельского населения в то время занимали ремесла и промыслы. Все промыслы, которыми занималось население, нужно было заносить в реестровые книги и платить соответствующий налог.
Документы того периода свидетельствуют, что все натуральные и денежные налоги из сел поступали в волости, из волостей — в поветы и сосредоточивались в замках. Часть их с разрешения правительства тратилась на жалование местной администрации, содержание гарнизонов, подарки послам и т. п., часть налогов поступала в государственную казну. Этими операциями ведал государственный казначей, который по распоряжению великого князя или его советников выдавал из государственной казны деньги, зерно, мед, мех, ремесленные изделия и т. п. тем, кого жаловал князь.
Следующий этап развития налоговой системы Беларуси можно связать с образованием Речи Посполитой.
В XVI в. белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой. Затем на белорусских землях была введена и польская налоговая система.
Двумя наиболее крупными сословиями у поляков были шляхта и крестьяне (хлопы). Шляхта освобождалась от налогов, однако проходила военную службу, хлопы же освобождались от военной службы, но несли все бремя налогов.
Для крестьян же сохранялись: барщина, чинш, натуральный оброк. Однако после образования Речи Посполитой данные формы налога перестали контролироваться. Так в некоторых поместьях барщина доходила до 6 дней в неделю. Тяглые крестьяне должны были платить чинш от 6 до 21 грошей с волоки вдобавок к оброку. Осадные (выплачивавшие оброк) крестьяне не ходили на барщину, но платили 30 грошей чиншу и выполняли другие повинности наравне с тяглыми крестьянами.
Так же в Речи Посполитой взимались такие налоги как: лановое, шос (налог на недвижимость), чоповый сбор (взимался за реализацию водки, пива, меда).
Лановое – это денежный налог на землю, взимаемый с собственника земли. Размер ланового утверждался решением Сейма и рассчитывался исходя из объекта налогообложения – лана (меры площади). Лановое колебалось в размере от 30 до 150 грошей в год.
Cуществовал так называемый «налог на духовенство», при этом он был разным для католического и православного духовенства.
Так католическое духовенство освобождалось от фиксированных налогов, но Постановлениями Синода часто привлекалось к уплате чрезвычайных налогов в виде процента от доходов или в виде определенной суммы. Православное же духовенство платило фиксированный налог и дополнительно привлекалось к уплате чрезвычайных налогов в тех же размерах, что и католическое духовенство.
В конце ХVII в. во время царствование Петра I (1689 — 1725 гг.) Речь Посполита потеряла свою автономию. Осуществляя многочисленные реформы и преобразования, Петр I старался максимально использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы Речи Посполитой. На ее территорию начинает распространяться российское законодательство, вводится российская налоговая система. В основе налогообложения населения того периода был подворный налог.
Положение крестьян почти не изменилось, на них была распространена российская налоговая система. Подымный налог (налог, объектом обложения которого является крестьянский двор) был заменен подушным (объектом налогообложения являлись все лица мужского пола). Первоначально, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России.
Купцы, расписанные по гильдиям, стали платить налоги с капитала, а жители, приписанные к мещанам, вместо дворового налога – подушную подать, которая взималась со всех лиц мужского пола, включая младенцев.
В XVIII – XIX вв. был введен промысловый налог, который просуществовал до 1917 г. Он состоял из налогов с торговых заведений, складских помещений и промышленных предприятий.
В XIX — XX вв. бюджет формировался в основном за счет косвенных налогов, следовательно, доходы казны находились в прямой зависимости от уровня благосостояния населения. Среди них выделялись акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от налогообложения производства алкогольных напитков и торговли ими.
В 80-х гг. XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, а затем и квартирный.
Следующий этап развития налогов на территории Беларуси бы обусловлен образованием СССР.
Одним из первых был введен промысловый налог (1921), которым облагались торговля и промыслы в зависимости от объема оборотов и применения наемного труда. Затем появился общегражданский налог (1922), взимаемый со всего трудоспособного населения.
В сельской местности натуральный налог к концу 1921 г. превратился в 13 различных налогов. Натуральная форма обложения была неудобной как для государства, так и для крестьян, поэтому в 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший все налоги с сельского населения.
В период Великой Отечественной войны существенно возрастает потребность в дополнительных бюджетных средствах, что обеспечивалось повышением прежних налогов, введением ряда новых налогов.
В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения налогообложение колхозов значительно усложнилось, в частности коснулось это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок, что не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную производственную направленность.
Налоги с населения в период 1937-1985 годы включали в себя три платежа: подоходный налог; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; сельскохозяйственный налог. Объектом для подоходного налога выступали: заработная плата, авторские гонорары, стипендии, денежное довольствие военнослужащих, доходы от частной практики, кустарно-ремесленных промыслов, сдачи внаем помещений, от сельского хозяйства в городе и некоторых других источников.
В 1979г. было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др. уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении.
В связи с перестройкой, начавшейся в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, согласно которому любой гражданин мог заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, но только при наличии патента. Изменения в статусе государственных предприятий обусловили преобразование системы обязательных платежей. За государственными предприятиями закреплялась обязанность вносить плату за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, а также устанавливалась система налогообложения прибыли, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Фактически система платежей в бюджет для государственных предприятий заменялась налоговой системой.
Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий в бюджет создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств, обязанность по уплате которого возлагается как на граждан, так и на государственные, кооперативные и другие общественные предприятия и организации.
В конце 1991 г. распался СССР, Беларусь стала независимым государством и начала самостоятельную налоговую политику. Начался современный этап развития налоговой политики Беларуси.
В нынешнем году 13 июля налоговая служба Беларуси отметит 35-летие с момента создания.
Постановлением Совета Министров Белорусской Советской Социалистической Республики от 2 апреля 1990 г. № 78 была создана Государственная налоговая инспекция Министерства финансов Белорусской ССР. После реформы 1994 года она стала именоваться Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь и была наделена правами министерств и самостоятельных ведомств. В 1997 г. налоговые органы снова были преобразованы и названы Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь. С 2001 года Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 №516образовано Министерство по налогам и сборам.
Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.1998 № 527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых органов», который отмечается ежегодно во второе воскресенье июля.
За 35 лет налоговая служба прошла большой путь: развивалась как сама служба, так и налоговое законодательство.
Становление системы актов налогового законодательства начиналось со значительного количества законов и подзаконных актов, устанавливающих порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, что в свою очередь было обусловлено экономическими причинами: разрыв экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, нарастающий экономический кризис, нестабильность экономики, высокие темпы инфляции. Налоговая политика того периода имела исключительно фискальный характер.
Становление экономически независимой Беларуси требовало новых подходов в развитии налоговой системы. Постепенно внедрялся принципиально новый подход к выполнению налоговых обязательств перед государством — добровольная уплата налогов в зависимости от размера полученного дохода. Реформирование налоговой системы было направлено на снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы, обеспечение устойчивого экономического роста белорусской экономики.
Сегодня налоговая система Республики Беларусь практически не отличается от зарубежных и в сравнении большинством государств – членов Европейского союза имеет один из самых кратких перечней налогов и низкие ставки по прямым налогам.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог (арендная плата за землю), экологический налог, таможенные пошлины и сборы.
Остальные платежи (государственная пошлина, оффшорный сбор, утилизационный сбор и др.) уплачиваются разово, по мере возникновения объекта обложения.
В Республике Беларусь дополнительные налоговые преимущества предоставляются при выпуске инновационной и высокотехнологической продукции, создании наукоемких и экспортно ориентированных производств, а также при реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики.
Для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране достаточно привлекательная система упрощенного налогообложения, в рамках которой высокие пороговые значения критериев выручки и численности, что позволяет широкому кругу плательщиков применять ее.
Серьезные налоговые стимулы предусмотрены для развития производств и рынка услуг в сельской местности, малых и средних городах. Сельхозпроизводителям предоставлена возможность применения льготного режима налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Особый порядок налогового регулирования установлен в свободных экономических зонах.
Деятельность налоговой службы в последние годы – это полномасштабные изменения форм и методов налогового администрирования и контроля, основанные, прежде всего, на максимальном использовании современных информационных технологий: внедрение прогрессивных механизмов передачи информации о произведенных операциях по платежам в бюджет, активное развитие электронного взаимодействия с плательщиками, снижение уровня вмешательства в работу субъектов хозяйствования, появление новых форм обслуживания. Созданы центры по обслуживанию плательщиков (ЦОП) посредством использования электронной системы управления очередью. ЦОП — это комфортность, доступность, удобство, быстрота и качество обслуживания плательщиков.
Особое внимание в информационной политике налоговые органы уделяют расширению доступа к ресурсам Интернет и публикации необходимой для налогоплательщиков информации в общедоступных ресурсах сети Интернет, предоставлению дополнительных сервисов налогоплательщикам на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам и ее территориальных органов. При этом перечень услуг, предоставляемых в электронном виде, постоянно расширяется.
Налоги являются одним из важнейших элементов экономики, а налоговая служба одним из важнейших звеньев в системе государственного управления. Каждодневная кропотливая работа налоговой службы обеспечивает наполнение бюджета страны, что способствует стабильному финансированию государственных расходов и исполнению бюджетных обязательств.
Залог эффективности работы налоговых органов – профессионализм, целеустремленность, компетентность, порядочность сотрудников.
35 лет – почетный трудовой стаж для человека, а для налоговой службы это возраст, когда уже позади сложный этап становления и накоплен опыт для дальнейшего совершенствования.
В преддверии профессионального праздника хочется пожелать коллегам плодотворной работы, а плательщикам — процветания и достижения поставленных целей.