В марте 1921 года по условиям Рижского договора большая часть современной Беларуси отошла Польше. Главная идея польских властей на момент подписания документа – восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. По условиям договора поляки обязаны были сохранить белорусскую культуру, образование, научную деятельность, экономику и прочее. Но по факту они даже не рассматривали белорусов как национальный этнос.
Присоединенные белорусские земли стали польскими окраинами (крэсы всходне. – Ред.), аграрно-сырьевым придатком более развитых промышленных коренных регионов.
Почти 4,6 миллиона человек стали дешевой рабочей силой. Территории и природные ресурсы превратились в объект торга. Так, в 1924 году одно из английских акционерных обществ получило от польских властей право на вырубку леса в течение 10 лет в Беловежской пуще и на Гродненщине. С 1921 по 1936 годы площадь лесов в трех западно-белорусских воеводствах уменьшилась более чем на 400 тысяч гектаров.
В сфере сельского хозяйства наблюдалось возвращение земель помещикам. Крупные, которых был лишь 1 процент от всего населения, владели 83 процентами всех земель. Это привело к росту недовольства среди крестьян и заставило польские власти провести земельную реформу, которая, в свою очередь, была лишь в интересах помещиков.
Итогом стало насаждение на белорусских землях осадников (бывших военных. – Ред.), ликвидация земель общего пользования. Лес принадлежал только помещику, собирать грибы, ягоды и охотиться никому не разрешалось. На заводах и фабриках не выполнялись социальные гарантии. Наблюдалось огромное количество безработных и очень низкая заработная плата. Не приходится говорить и о 8-часовом рабочем дне. Массово использовался труд женщин и подростков.
Кроме прочего, население Западной Белоруссии платило огромные налоги. В 1926–1927 году они были в 2 раза больше, чем в царской России. Платили земельный, коммунальный, дорожный, инвестиционный, кризисный, чрезвычайный или уравнительный, шарварочный, страховочный, гминный налоги. Население жило в состоянии постоянного долга.
Рассматривая белорусов как недополяков, польские власти проводили политику полонизации. Она предусматривала вытеснение белорусского языка и культуры и замену их польскими. В белорусских воеводствах всех белорусов-католиков и часть православных зачисляли в поляки. Более 700 тысяч жителей, в основном Полесья, были записаны «тутэйшымi», не имеющими национального самосознания.
К 1939 году в Западной Белоруссии не осталось белорусскоязычных школ. Весь образовательный процесс велся на польском. Как и делопроизводство. Несогласных с такой агрессивной национальной политикой и защитников белорусских традиций уничтожали без сожаления.
Еще один фактор – гонения на православную церковь. При польских властях православные церкви захватывались, закрывались либо передавались костелу.
Таковы были реалии жизни в Западной Белоруссии при польской власти. И поэтому вполне закономерно, что 17 сентября 1939 года белорусские крестьяне встречали Красную армию как освободительницу, а Всенародный праздник отмечался 17 сентября вплоть до 1949 года.