Президент Беларуси Александр Лукашенко в преддверии своего визита в КНР дал интервью одному из крупнейших медиаконгломератов в мире — China Media Group. У корреспондента китайской медиакорпорации накопилось много вопросов к главе белорусского государства, правда, все подробности полуторачасового разговора обещали раскрыть позже. Встреча с журналистами на этом не закончилась. Белорусская пресса предложила Президенту продолжить разговор (ведь поводов действительно накопилось немало), и Александр Лукашенко не отказал. Все горячие подробности этой беседы и главные инсайды — в нашем материале.
Вы наверняка заметили, что, оценивая итоги российско-американских переговоров на Аляске, многие СМИ и эксперты заявляют, что Дональд Трамп проиграл. Президента США, как показывает практика, особенно упрекают те, кто ратует за продолжение конфликта в Украине. Согласен ли с критикой американского лидера белорусский Президент?
«Я абсолютно не согласен с теми выводами и заключениями, которые звучат из уст журналистов и разного рода «специалистов» на эту тему, что там Путин больше получил, Трамп меньше получил, что, как некоторые говорят грубо, вот, Путин Трампа там лицом об стол и Трамп проиграл… Если ты не понимаешь в элементарной дипломатии, то не надо давать оценки. Это разные люди, разные позиции», — пояснил Александр Лукашенко.
Президент отметил, что Владимир Путин представлял одну из конфликтующих сторон, а Дональд Трамп в этой ситуации выступал в качестве посредника между конфликтующими сторонами, чтобы узнать позицию России.
«Америка там если и поставляет оружие, то она не ведет войну против России. Америка не является стороной в этой войне. А Дональд Трамп и Америка являются посредниками. И чтобы глубже понять ситуацию в этом конфликте, чтобы серьезнее оценить ситуацию со стороны России и понять Россию в этой войне, Трамп как посредник (его надо поблагодарить за это) пригласил Путина на Аляску», — подчеркнул глава государства.
По его словам, обсуждалось много мест, где могла бы пройти встреча лидеров России и США. «То, что он пригласил его на Аляску, — несколько экзотически, но красиво. Мне Путин до этого звонил, говорит: тут обсуждается Рим, Женева, Турция, Эмираты и так далее. Я говорю: ну, в Рим ехать как-то нам, православным… Да, говорит, я так и понимаю. Отвергли все эти точки, говорит, подождем, что американцы предложат», — рассказал подробности белорусский лидер.
«Чего упрекать Трампа, что он не привез конкретных результатов?» — риторически спросил Александр Лукашенко. О конкретике мог говорить Владимир Путин, но не счел необходимым это делать, выступил на общие темы, дипломатично, что в принципе соответствует его характеру.
В этом смысле Президента Беларуси удивили заявления Дональда Трампа. От него можно было ожидать, что, как обычно, он расскажет подробности, пройдется по всем пунктам, но он также был сдержан и лаконичен. «Он умница. Четыре минуты (длилось его выступление по итогам переговоров. — Прим. БЕЛТА), — охарактеризовал Александр Лукашенко. — Он отлично сыграл свою роль. Это не потому, что я перестал его критиковать после этого разговора (телефонного разговора Трампа и Лукашенко. — Прим. БЕЛТА). Нет. Но он классно сыграл свою роль вопреки всем ожиданиям. Я тоже ожидал, что он там разойдется и начнет какую-то лепить конкретику. Он здорово здесь себя вел».
«Он — посредник. Он выяснил позицию России в этом конфликте. Он понял, чего хочет Россия. Но даже это он не стал говорить, потому что он — не сторона этого конфликта. То, что было обсуждено, — это конкретика, по которой будут разговаривать президенты Путин и Зеленский, конфликтующие стороны», — обратил внимание белорусский лидер.
По его мнению, встреча лидеров России и США имела принципиально важное значение: «Это две страны, от которых зависит сегодня жизнь на нашей планете. Не дай бог все эти ядерные боеголовки, что есть у них, у нас, взорвать — с орбиты сойдет планета. Это вполне нормальная встреча, упрекнуть ни одного, ни второго (не в чем. — Прим. БЕЛТА), исходя из той роли, которую играли два президента».
Александр Лукашенко считает очень значимым результатом переговоров на Аляске, что для Трампа стала более ясной позиция России по урегулированию конфликта и в целом текущая обстановка на фронте.
«Как ни говори, все-таки позиция России для будущего мира важнее, чем украинская. Почему? Потому что Россия доминирует сегодня на фронте, очень сильно доминирует. И на главном направлении, Донецком, в районе Покровска, сложилась очень опасная ситуация для украинцев», — обратил внимание Александр Лукашенко.
По его словам, украинцы оттуда, с основного направления, брали наиболее дееспособные войска и перебрасывали на север, в район Сум и Харькова, где россияне вклинились на территорию Украины и их надо было сдерживать. Тем самым было ослаблено основное направление — на Донбассе, в Донецкой области. «И произошло то, что произошло: россияне наступают по всей линии фронта. Да, спокойно (наступают в спокойном ритме. — Прим. БЕЛТА). Мы с Путиным это обсуждали. Он говорит: если мы пойдем быстрее (мы можем), мы потеряем больше людей. Они берегут людей, берегут военных. Но везде потихоньку двигаются — полкилометра, километр, каждый день освобождая новые села», — обрисовал сложившуюся ситуацию Президент.
Он считает нынешнее положение дел крайне опасным для Украины. «Украине надо сегодня остановиться, надо заключить мирное соглашение, чтобы не потерять Украину вообще», — заявил белорусский лидер.
По его мнению, Дональд Трамп заслуживает благодарности за то, что вообще взялся за роль посредника и стремится завершить конфликт. Хотя, возможно, он уже и сам не рад, что ввязался в это дело, думая, что установить мир гораздо легче. «Я американцев слово в слово предупреждал, когда они были у меня задолго до этих переговоров: вы передайте Трампу, что ему сейчас отступать нельзя. Он взялся за эту проблему и должен ее решить, и он может ее решить, и старается», — заметил Президент.
После переговоров с Владимиром Путиным Дональд Трамп провел в Вашингтоне встречу с лидерами стран ЕС и Владимиром Зеленским, изложив им суть происходящего. «И европейцы рвутся в эти переговоры: «Без нас не может ничего произойти», — заметил Александр Лукашенко.
Если честно, свой лимит доверия европейцы уже исчерпали. Помните, как в феврале 2015 года по инициативе лидеров Европы в Минске прошли переговоры «нормандской четверки»? Участники встречи стремились урегулировать кризис в Украине. Однако установить прочный мир так и не удалось. И этому были свои причины.
«Они потом признались: они сюда приехали не мир устанавливать, а для того чтобы дать возможность перевооружиться Украине, — напомнил глава государства. — Так чего сегодня вы обижаетесь, что Трамп вас не приглашает? Зачем вы нужны? Вы же уже один раз попробовали. Америка тогда не вмешивалась, хотя я говорил: без Америки мира не будет, нужно подключить Америку. Они не подключали. Они сами решили установить мир. Провалили. Сознательно это сделали. Обманули Россию. Поэтому Трамп совершенно прав, когда Америка взялась за это в одиночку и пытается продвинуть мирное соглашение. Думаю, что это искренне».
Хотя Александр Лукашенко не исключил, что для США в целом выгодно, когда европейцы выступают на публике в роли «ястребов». Это дает ему возможность показывать Владимиру Путину и другим, на какие трудности ему приходится идти: он борется не только за мир и сближение позиций Украины и России, но и преодолевает сопротивление европейцев.
Президент уверен, что в случае достижения серьезных договоренностей по украинскому конфликту Европа не сможет этому помешать. «Если Трамп решил серьезно это сделать (достичь мира в Украине. — Прим. БЕЛТА), они не смогут этому противостоять. Им надо к этому (процессу. — Прим. БЕЛТА) как-то подключиться и сыграть какую-то свою роль. Конечно, они европейцы. Конечно, для них важно, какой будет Украина и какой будет мир в Украине», — считает белорусский лидер.
Он обратил внимание и на тот факт, что европейцам будет тяжело подключиться к этому процессу после того, как были сорваны Минские соглашения. Здесь многое зависит и от решений Дональда Трампа, добавил Александр Лукашенко. Если с участием США удастся достичь договоренностей между Россией и Украиной, у Европы останется два варианта. «Европейцы будут вынуждены или проглотить пилюлю, или же хотя бы пристроиться в хвост», — пояснил Президент.
Но если переговоры Владимира Путина и Владимира Зеленского все же состоятся, есть ли у белорусской стороны желание организовать их в Минске?
Однако Владимир Зеленский ранее называл проведение переговоров в Минске якобы неприемлемым, потому что в свое время, по результатам встречи «нормандской четверки» в 2015 году, не удалось установить прочный мир. «У них фобия какая-то в отношении Минска, у Володи Зеленского», — отметил Александр Лукашенко.
«Я не болею этой болезнью — «показать себя» или «это для имиджа очень важно». Да, важно. Но, наверное, мы переживем, обойдемся. Я действительно не болею этими хотелками: приезжайте в Минск и прочее. Решите приехать — мы хоть завтра организуем, — подчеркнул Президент. — Я однажды сказал: хоть на Луну, хоть на Марс — куда угодно, но только чтобы собрались и приняли решение».
Во время общения с журналистами Александр Лукашенко раскрыл новые детали своего телефонного разговора с Президентом США Дональдом Трампом. Как мы уже писали, он состоялся 15 августа по инициативе американской стороны. По словам главы государства, этот разговор произошел не с бухты-барахты, а стал в том числе результатом определенных шагов и конкретных переговоров с американской стороной. До этого было порядка пяти встреч, и последняя — со спецпосланником Президента США Китом Келлогом.
Например, глава государства рассказал, что спустя довольно короткое время связь прервалась. И Дональд Трамп перезвонил снова. «Я говорю: «Дональд, какие-то враги вмешались в наш разговор», — с такой шутки, по словам Президента, возобновился диалог двух лидеров. «Он говорит: это, наверное, Владимир (Путин. — Прим. БЕЛТА)». Я говорю: «Больше некому, но, Дональд, он не такой человек, не будет вмешиваться в наш разговор». Он: «Конечно, это шутка». Я говорю: да не оправдывайся, я ему передам, что ты его врагом считаешь». С этой шутки начался разговор».
Президент Беларуси проинформировал американского лидера, что в стране есть специальная комиссия, уполномоченная рассматривать соответствующие запросы от осужденных, но конкретные решения остаются лично за главой государства. Такая работа ведется на постоянной основе.
Он уточнил, что первоначально предложение исходило от США, никто в Беларуси не предлагал освобождение заключенных на каких-либо условиях. Это был вариант американской сделки: ты мне это, я тебе то. И Президент принял их предложение, были помилованы 16 человек, один из которых теперь «наводит шухер» в среде беглых, находясь в Литве. Однако даже тут американцы нашли к чему придраться: мол, у этих людей и так вскоре должны были закончиться сроки заключения и они вышли бы на свободу. «Американцы говорят: обманул. Я говорю: ребята, вы же видели списки, вы радовались, хотели вы, чтобы этого парня я отпустил. Я его отпустил, семью воссоединили. Чего вы на меня обижаетесь? Молчат. С меня взятки гладки. Хотели? Получите», — сказал Александр Лукашенко.
Одной из приоритетных тем, естественно, было урегулирование конфликта в Украине, и глава государства подробно изложил Президенту США, каким он видит возможный мирный план.
В первую очередь, по его словам, речь может идти об установлении воздушного перемирия и прекращении огня на линии соприкосновения. «То есть ракеты, беспилотники не будут летать в одну сторону и другую. Это очень важно. И для России в том числе. Вы же видите, что приятного, если бьют по аэродромам, взрывают нефтебазы внутри России и по жилым кварталам, и по заводам. Ничего хорошего для России нет. Путин же это понимает не хуже, чем я. То есть для России это не надо. Для Украины тем более. После того, как они «Орешником» нанесли удар по крупному заводу, где под землей 8-10 этажей и где они (украинцы. — Прим. БЕЛТА) могли чего-то производить, украинцы поняли: беда. Могут же бабахнуть и по Банковой (улице в центре Киева, где расположены многие административные здания. — Прим. БЕЛТА)», — обратил внимание белорусский лидер.
Глава государства отметил, что для достижения мира необходимо пройти несколько этапов. Но самое главное сейчас — остановить боевые действия и гибель людей. То есть на первом этапе нужно прекратить стрелять, на втором — обеспечить перемирие (без пополнения войск, перевооружения, накопления боеприпасов и так далее). А далее — заключение мира.
Именно в таком ключе свое видение ситуации Александр Лукашенко представил Президенту США. Правда, тот счел возможным объединить первые этапы и сразу перейти к заключению мирного договора. На этот счет глава белорусского государства убежден, что в первую очередь надо все же добиться прекращения огня. А после можно садиться за стол переговоров и договариваться хоть годами, как это было, например, в случае с Японией и Советским Союзом, а ныне с Россией.
Отвечая на вопрос о возможности того, чтобы и Беларусь выступила в числе гарантов безопасности для Украины, Александр Лукашенко заметил, что когда речь идет о гарантиях безопасности, то, как правило, говорят о постоянных членах Совета Безопасности ООН.
Он заявил, что если в этом плане действительно будет просьба подключиться, то Беларусь может пойти на этот шаг, но в то же время не рвется к этому.
Президент также отметил, что нужно быть реалистами: даже если сейчас удастся договориться о сокращении армии в Украине или ограничениях на объемы вооружений, то это не значит, что в будущем не мытьем, так катанием ситуация может измениться. Александр Лукашенко привел исторический пример относительно Германии, где все договоренности насчет численности армии и прочего уже давно забыли.
«Да, будем настаивать с россиянами, чтобы этого не было. Чтобы они (Украина. — Прим. БЕЛТА) не были агрессивной страной, чтобы это не было плацдармом для нападения на нас в будущем», — сказал белорусский лидер.
Что касается состава гарантов безопасности, Президент также упомянул о нежелании Зеленского, чтобы Китай был в числе таких гарантов, потому что эта страна, якобы, не предотвратила войну. «Господь с вами! Китай должен был вмешаться в войну и предотвратить ее… Это ты должен был делать все, чтобы у тебя не было войны. А если Китай не будет гарантом безопасности (он член Совета Безопасности), вы знаете, без Китая, без их гарантий безопасности в любой точке мир обеспечить очень сложно. Поэтому, прежде чем бряцать языком, Зеленскому надо немножко думать», — отметил глава государства.
Президента спросили, как он теперь оценивает уровень белорусско-американских отношений и можно ли говорить об их нормализации. Глава государства высказался за то, чтобы постепенное налаживать отношения с США.
Президент констатировал, что Беларусь сделала ряд шагов навстречу и теперь ждет их от американской стороны: «Мы им сказали: «Ребята, мы сделали много разных шагов вам навстречу и прочее. Теперь мы ждем конкретных шагов от вас. Я даже никогда не говорил про санкции, клянусь вам. Наши сказали — Рыбаков (белорусский дипломат Валентин Рыбаков. — Прим. БЕЛТА) ему сказал: «Вы знаете, что надо Беларуси». Я запретил просить».
Например, Президент упомянул о санкциях в отношении авиакомпании «Белавиа» и в отношении поставок калийных удобрений. «Ну если снимут санкции с «Белавиа» и вы начнете спокойно летать по миру, наверное, это важно. Но не думаю, что вы страдаете из-за того, что у нас санкции на «Белавиа». В Китай летим, туда во все страны летим, по России летим. Самолеты все летают. Ну да, наверное, надо снимать. Потому что это смешно — введение этих санкций. Калийные удобрения — все продаем, даже прирост. Да, немножко больше теряем на этой логистике, но получили за это время свои порты. Я никогда не думал, что порт — это большой дефицит для страны. Страшный дефицит и большая выгода», — отметил Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание, что белорусские беглые за рубежом не имеют никакого отношения к белорусско-американским договоренностям, в том числе по тематике помилования ряда заключенных.
Он еще раз подчеркнул, что беглые не имеют никакого отношения к переговорам с США насчет помилования ряда осужденных, но у них просто «подгорает», что Лукашенко договорился с американцами: «Где хорошо, ну надо признать, что хорошо. Если вы на что-то рассчитываете. Если плюс, то это плюс. Если санкции, так вас и Зенон Позняк критикует — санкции ж, говорит, это не против «режима», это против народа, их надо снимать. Разумная позиция. Это понятно нашим людям в том числе. «Нет, санкции, душить, душить и душить!» Это такая вот гадость из них прет».
Президент не видит для себя причин, чтобы сесть за стол переговоров с представителями беглой оппозиции. «Сейчас хотят сесть за стол переговоров. Идеально, как они рассуждают, было бы с Лукашенко, — отметил глава государства. — Я с кем должен садиться за стол? С теми, кто развалил страну? Ладно, я это мог бы перешагнуть. Ну а какой прок от них? Они что, нам что-то помогут — народу, государству? Они нам не помощники. А по грязи ходить — можно грязью замазаться. Зачем это мне? Это мне не нужно».
Журналисты заметили, что за три недели до переговоров президентов России и США на Аляске Александр Лукашенко сказал, что Москва готова к переговорам. Прогноз оказался точным: переговоры действительно состоялись. У Президента спросили, как ему удается давать такие прогнозы.
«Поэтому вот эта погруженность (и, как я говорю, Господь советовал, наверное)… Я из этого исхожу. И потом, я же знаю позицию Президента России, — добавил Александр Лукашенко. — Он же предлагал и предлагает (переговоры. — Прим. БЕЛТА). И сейчас надо за это схватиться, ибо (Владимир Зеленский. — Прим. БЕЛТА) потеряет всю Украину».