Предупреждению домашнего насилия в нашей стране уделяется пристальное внимание: проводятся профилактические акции, с пострадавшими работают психологи, для них открывают кризисные центры и комнаты. И тем не менее, ситуации, в которых есть агрессоры и их жертвы, из года в год повторяются.
Семейные тираны раскаиваются и клятвенно обещают, что «такое больше не повторится», близкие их прощают и оправдывают. Насилие «лечится» только законодательно.
В суде Добрушского района нередко рассматриваются уголовные дела в отношении домашних агрессоров. Подробностями недавних несчастливых историй поделились с «ДК» в прокуратуре района.
Анна КУЧИНСКАЯ, помощник
прокурора Добрушского района:
– Прокурор или его заместитель вправе возбудить уголовное дело о преступлении, связанном с истязанием или угрозой убийством, при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если оно затрагивает существенные интересы государства и общества или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Эта норма предусмотрена статьей 26 Уголовно-Процессуального кодекса Республики Беларусь. Дело, возбужденное прокурором или его заместителем, направляется для производства предварительного следствия. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым, в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.
На сестру – с кулаками
В криминальной «биографии» 39-летнего жителя Добруша в сентябре этого года появилась новая запись о судимости. Тринадцатая по счету. «Специализации» у рецидивиста разные: отбывал наказания за кражи, уклонение от содержания детей и даже посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. В этот раз он грозился убить родную сестру. И не на словах.
В тот день женщина пришла в квартиру матери, чтобы навести там прядок. Открыв кладовку, обнаружила неизвестную девушку. «Пленница» рассказала, что Р. куда-то ушел, а ее запер. Дочь хозяйки позвонила брату, чтобы узнать, что происходит. Тот вскоре вернулся и устроил скандал. Вместо объяснений набросился на сестру с кулаками: бил по лицу, сдавливал шею, кричал, что задушит. Женщина всерьез испугалась за свою жизнь, настолько зол и агрессивен был в тот момент ее брат.
Как ни странно, в суде потерпевшая заявила, что претензий к нему не имеет. Сам обидчик не отрицал, что у них с сестрой произошел конфликт и он несколько раз ее ударил, но свою вину в совершении преступления не признал. Однако доказательства были не в его пользу, и теперь Р. отбывает наказание по статье за угрозу убийством. За решеткой домашний тиран проведет один год.
Попала под «горячую руку»
Вернувшись с рыбалки, 30-летний добрушанин застал у себя дома большую компанию. В гости к его жене пришли кумовья со своим ребенком. Взрослые и дети сидели за столом, пили чай. Что не понравилось хозяину дома, так никто и не понял. Ни с того ни сего он начал кричать на супругу. Чтобы «погасить» искру разгорающегося семейного скандала, кум предложил родственнику выпить по рюмочке. Мужчины остались сидеть на кухне, остальные ушли в комнату.
Очевидно, спиртное только усилило агрессивное настроение К., и он продолжил выяснять отношения с женой. Толкнул ее, ударил, схватил за шею и начал душить. На помощь женщине вовремя пришел один из гостей. Завязалась драка, участников пришлось разнимать очевидцам ссоры. Перед их уходом напуганная хозяйка попросила вызвать милицию. В судебном заседании она рассказала, что действительно опасалась, что муж ее задушит. Ведь он уже пытался это сделать со своей прежней супругой. Ее спасло, можно сказать, чудо.
Избив новую жену, тиран также не унимался. Он схватил со стола пластмассовую подставку для телефона и бросил в лицо женщине. В результате нанес ей тяжкие телесные повреждения, не считая ссадин и синяков. Разбушевавшегося мужчину увезли прибывшие по вызову сотрудники милиции.
К. осудили за угрозу убийством и приговорили к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Что интересно, потерпевшую вердикт суда не устроил. Она обратилась с письменной просьбой заменить наказание домашним арестом. Мол, в жизни всякое бывает: поссорились – помиримся…

