Литва, закрыв границы, выстрелила себе в ногу

И снова чудеса европейской дипломатии: литовские власти закрыли границу с Беларусью, гордились этим, говорили на каждом углу о некой победе демократии, а когда всплыла проблема грузовиков и брошенных водителей, ринулись все решать дипломатическим путем.

Изначально все заявления звучали до смешного банально: мол, не видим трудностей договориться с белорусскими пограничниками. Откроем на день-два переходы – и, вуаля, наше имущество уже дома. Но не тут-то было.

В одностороннем порядке

В конце октября Вильнюс на основании придуманного, а может собственными руками организованного инцидента с воздушными шарами принял решение закрыть два оставшихся пункта пропуска на белорусско-литовской границе – «Мядининкай» («Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони») – до 1 декабря этого года.

Причины, конечно, не в контрабанде сигарет метеозондами и угрозе воздушному сообщению в аэро­портах. Завидно стало литовцам, что поляки на приграничной теме урвали огромный куш для строительства стены на границе. И им захотелось обыграть ситуацию, получить от Евросоюза миллиард-другой евро. Сколько реально пойдет на строительство той сетчатой стены, неизвестно, но к рукам ведь что-то все равно прилипнет. Гладко было, как говорится, на бумаге…

Белорусское правительство, не мешкая, приняло ответное решение и ограничило пересечение белорусской границы для большегрузных автомобилей с литовскими регистрационными номерами. Как отметили в Совете Министров Беларуси, такие шаги – это вынужденный ответ на действия Вильнюса, который неоднократно и без предупреждения закрывал погранпереходы на белорусско-литовском участке границы.

Заложники политических решений

Судя по всему, литовская сторона и подумать не могла, что Беларусь ответит зеркально. На дорогах нашей страны сразу же скопились тысячи грузовиков. Многокилометровые очереди создавали коллапс на трассах, угрожали безопасности участникам дорожного движения. Водители вынуждены были неделями жить в кабинах авто, не имея возможности пользоваться элементарными удобствами.

С водителями, к слову, вопрос решили: дали возможность выехать домой, тем, кто остался, предложили жилье. А для фур организовали оборудованные места стоянки в районе пункта пропуска «Котловка». Цена охранной услуги – 120 евро с единицы транспорта в день. Сколько простоят, столько оплатят.

Интересно, что если оплата не поступит в положенное время, транспорт, вероятно, конфискуют. Все строго по законодательству. Эта возможная потеря и заставила литовских перевозчиков давить на собственное правительство.

На поклон

Спикер Сейма Литвы Юозас Олекас как-то сразу изменил мнение. Ветер, говорит, не в ту сторону дует в последнее время, отчего метеозонды к аэропортам больше не летят. Так что войдите в положение и разрешите литовским грузовикам вернуться домой, но мы при этом останемся гордыми и границу открывать не будем.

А на днях Сейм решил зайти с козырей. Лидер оппозиционной партии Лауринас Касчюнас призвал власти страны обратиться к США за помощью в возвращении литовских фур, застрявших на территории нашего государства. По его мнению, Вашингтон может найти «рычаги давления» на Минск, а Вильнюс может использовать потепление отношений между США и Беларусью для решения собственных проблем.

Вроде как, и на поклон идут, но как-то завуалированно. То с одной стороны заходят, то с другой, то угрозы применяют, то на нормализацию отношений намекают. МИД Беларуси в этом вопросе непреклонен: как только Литва откроет рубеж, все грузовики вернутся домой. Если только не будут арестованы за неуплату охраняемой стоянки.

Во всей этой ситуации импонирует позиция нашего Президента. Еще во время III Минской международной конференции по евразийской безопасности он сказал фразу, которая касается в полной мере не только Литвы, но и всех тех, кто выступает против нашей страны: «Если вы разрушили мосты, не требуйте от нас наводить переправы. Мы не будем вас защищать с петлей на шее. Санкции – это петля на шее белорусского народа, и вы от нас требуете вас защищать. Этого не будет».