Похоже, Польша серьезно настроена отбивать мифические атаки противника, но денег на все проекты не хватает

На днях стало известно, что польские политики решили взять на себя амбициозную миссию построить собственную «стену дронов» – защитный заслон от нежелательных БЛА. Напомним: в ЕС по этому вопросу возникли разногласия. Министр обороны Германии Борис Писториус выразил скепсис в отношении концепции создания «стены».

Между тем, заместитель министра обороны Польши Цезари Томчик сообщил, что через пару лет страна планирует иметь сис­тему, которая может обнаруживать, отслеживать и уничтожать беспилотники. Проект уже называется «национальным приоритетом», но все упирается в современные технологии и… нехватку средств. Построят стену, вероятно, из собственных страха и паники.

Еще один громкий проект, заявленный поляками, также требует инвестиций. Речь – о строительстве нового цеха по производству корпусов артиллерийских боеприпасов 155 миллиметров в польском городе Красник на заводе MESKO.

Первоначальный транш в размере 208,4 миллиона евро выделен из Фонда капитальных вложений Польши и будет направлен на увеличение площади производственного цеха на 18 тысяч квадратных метров. Начало строительства запланировано на первый квартал 2026 года, а завершение – на середину 2027-го. Производственные линии позволят производить от 100 до 150 тысяч корпусов снарядов.

В целом в этой стране в бюджет следующего года закладывают рекордные для Европы расходы на оборону в 4,81 процента ВВП. Оно и понятно: при таких-то амбициях. Нужно и армию модернизировать, и технику у американцев закупить, и Украине снаряжением помочь. Вся беда в том, что в проекте бюджета, представленного польскому сейму, прописана дыра почти в 73 миллиарда долларов.

Чем планируется покрыть дефицит? Все просто: на 15 процентов увеличатся акцизы на алкоголь, на 20 – на табачные изделия, на 50 – на жидкость для электронных сигарет. Прибавку даст и увеличение налогов для бизнеса, банков и, конечно, помощь ЕС. В целом, соотношение дефицита бюджета по отношению к ВВП предположительно не превысит конституционного порога в 55 процентов и составит всего 53,8(!) процента. Но это в идеале.

Издание Money.pl прогнозирует, что если правительству не удастся сократить дефицит бюджета, государственный долг Польши превысит 70 процентов ВВП всего за три-четыре года. А к 2035 году, согласно методологии расчета Европейской комиссии, при базовом сценарии польский госдолг достигнет 95 процентов.

Это ведет к тому, что рейтинговые агентства ухудшают кредитный рейтинг Польши со «стабильного» на «негативный», а кредиторы устанавливают более высокие процентные ставки, что чревато ростом цен на все товары и услуги и может вызвать резкий виток гиперинфляции.

Премьер министр Дональд Туск во время заседания правительства на все претензии ответил одной фразой: «Нам просто нужно больше денег. Это будет тяжелое бремя, но кто должен его нести, как не те, у кого больше всего денег?». И запустил в Сети опрос «Должна ли первая леди получать зарплату в связи с ее представительскими функциями?». Действительно, денег премьеру не хватает. К слову, «за» высказались всего 36,2 процента, что на фоне возрастающего кризиса вполне понятно.

Еще одна немаловажная деталь: президент страны Кароль Навроцкий публично заявил, что будет препятствовать повышению налогов в Польше. Это означает, что часть запланированных бюджетных доходов останется лишь в правительственных таблицах, а не поступит в государственную казну. Что ж, дефицит бюджета, наверное, переступит «красную конституционную черту».