«Верунчик, за меня не беспокойся, трусом не окажусь». Письма с фронта можно прочесть на выставке в Гомеле

Фотографии мирных довоенных и военных лет, документы, письма с фронта, личные вещи воинов-освободителей наряду с монументальными живописными полотнами, графическими и скульптурными изображениями авторства советских мастеров представлены на выставке «Путевой лист — Победа!», которая открылась в Гомеле в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей, передает корреспондент БЕЛТА.

Экспозиция посвящена 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Как было отмечено на открытии, за отрезок времени в 80 лет затягиваются многие раны. Мир меняется и развивается, но в нем по-прежнему остаются вещи, настолько глубоко впечатанные в историю, историю всей страны и каждой семьи, что их след не стирается даже временем. «Память о Великой Отечественной войне передается от поколения к поколению потомками тех, кто сражался и победил: монументы и мемориальные комплексы, названия улиц, муралы на стенах зданий, научные исследования и публикации, которые раскрывают все новые и новые страницы военной истории, поднимают на свет новые имена, говорят о том, что мы не забываем. Есть и другие, особые ковчеги памяти — предметы, которые остались от наших бабушек и дедушек, свидетелей военных лет: фотографии, письма и открытки с фронта, документы, личные вещи — все то, что рассказывает о жизненных дорогах, ставших волею судьбы военными дорогами. Со временем такие предметы, а они есть в каждом белорусском доме, обретают новую жизнь в музее», — подчеркнула старший научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ольга Гвоздь.

Как обратила внимание главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Шода, особый трепет вызывают фронтовые письма. «В них как раз и кроется ответ на вопрос, как смогли (советские воины. — Прим. БЕЛТА) победить вооруженного до зубов врага, который прошел очень легко по территории Европы. Победили потому, что верили в Победу с 1941 года. Сражались так, что своей стойкостью и мужеством вызывали и недоумение, и одновременно удивление у противника. Не ожидали они такого сопротивления», — сделала акцент она.

Так, полны любви, особого трепета и в то же время решимости датированные 1941-1942 годами послания с фронта Александра Дурягина жене Вере и дочерям. «Верунчик, ты не обижайся на меня, что я долго не писал письмо: было бы бесполезно, ибо оно все равно не дошло бы. Я уже принял боевое крещение с 5 октября, все в порядке. Уже имею боевой опыт вплоть до рукопашной схватки. За меня не беспокойся, трусом не окажусь… Смелости хватает», — рассказывал своим родным о военных буднях Александр Иванович.

«Здравствуй, Верусик. Получил от тебя открытку, за которую сердечно благодарю. Ты у меня замечательный поэт, а какое совпадение. Твоя поэма «Награда» пришла в тот момент, когда мне вручали орден. И только что пришел… после боя, и всю тяжесть, усталость как рукой сняло. Хотелось после всего этого без отдыха идти и сражаться с фашистскими гадами», — читаем еще в одном послании Александра Дурягина его любимой жене.

Представленные на выставке музейные артефакты напоминают о том, что величайший подвиг освобождения мира от коричневой чумы совершили обычные, простые люди, искренне любившие свой дом, свои семьи, жизнь, Отечество и боровшиеся за то, чтобы жизнь продолжалась. «Эта любовь помогла им прошагать тысячи километров, пройти Европу, взять Берлин и добраться до конечной точки маршрута — до Победы», — подчеркнула Ольга Гвоздь.

Рассказывает выставка и о двух братьях Михаиле и Леониде по фамилии Книга. «Михаил погиб в начале войны. В фондах нашего музея есть письмо, в котором их мать пишет отцу, который тоже был на фронте, что наконец-то от Миши получила весточку. Но спустя время он умер. А Леонид дошел до Кенигсберга. Там он получил, как ему казалось, незначительное ранение в руку», — знакомит с судьбой одной гомельской семьи научный сотрудник музея Ольга Шурпач. Леонид из госпиталя писал поздравление своим матери и отцу и очень сожалел, что радостную весть о Победе встретил не в полку, а в больничной палате.

«Я жив и здоров, чувствую себя хорошо, но одно плохо, что война кончилась без моего участия. Меня ранило в левую руку в мягкие ткани. Пробуду в госпитале еще месяца два. Сегодня как нам сообщили (о Победе. — Прим. БЕЛТА), мы с трех часов ночи не спали. Настроение замечательное. Напиши, как встретили эту весть в тылу. Передай привет всем соседям и поздравь их от моего имени с окончанием войны», — слал гвардейский привет на листочке в клеточку Леонид.

Как добавила Татьяна Шода, комплектование музейного фонда о Гомельщине в годы Великой Отечественной войны началось еще в далеком 1944 году. «Еще шла война, а в Гомеле в 1944 году уже возобновил свою работу наш музей, и сотрудники музея делали все, чтобы сохранить артефакты, которые рассказывали бы о событиях Великой Отечественной войны. Очень плотно сотрудничал наш музей с художниками. Так, художник Константин Иванович Лебедев получил заказ от музея написать сюжетные работы на тему партизанского подпольного движения на территории Гомельщины, а также портреты известных подпольщиков, партизан, тех, кто сражался против гитлеровцев на оккупированной территории», — отметила главный хранитель фондов музея.

По ее словам, тема войны заняла главную позицию в собирательской работе сотрудников музея. За помощью обращались к местному населению, к участникам партизанского движения, писали письма в центральные архивы и музеи страны. «И местные жители несли предметы, которые находили. Это были и награды, и предметы военной амуниции, и многое другое», — рассказала о формировании фонда Татьяна Шода.

«Путевой лист до Берлина защитников Отечества был отмечен тысячами населенных пунктов, тысячами километров и безвозвратными войсковыми потерями. И помнить об этом подвиге — это лишь малая плата от нас за то, что они сделали для всех нас», — заключила Татьяна Шода.