Питбайк, эндуро, электроскутер, трицикл… В ПДД таких понятий пока нет, зато все это в изобилии есть на дорогах, в основном полевых, деревенских и дачных. Причем нередко родители покупают такую технику детям-подросткам, мол, пускай лучше ездят по окрестностям, чем сидят в телефоне, а потом искренне удивляются, когда получают штраф. Что можно и чего нельзя? Где нужны права, а где можно ограничиться знанием ПДД? Прошлись по самым популярным категориям вместе с заместителем начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денисом Ливановичем.
Питбайк
Питбайк – это мини-мотоцикл. Изначально их использовали механики во время мотокросса, чтобы быстро добраться по грунтовке к сломанному байку. А потом этот транспорт сам перешел в мотоспорт и стал активно использоваться в кроссе и других дисциплинах. С недавних пор его нередко можно увидеть и на проселочных дорогах.
Есть мнение, что раз питбайк – это спортинвентарь, никаких особых требований вроде постановки на учет и наличия водительского удостоверения к нему нет – бери и катайся. Мини-байки действительно ввозятся в страну как спортинвентарь, причем продавцы часто сразу предупреждают, что паспорт транспортного средства не предоставляется, а значит, что поставить питбайк на учет не получится. Но есть нюанс, на который многие не обращают внимания: спортинвентарь можно использовать только на специально оборудованных площадках, частных территориях. Передвигаться на нем по дорогам общего пользования (к которым относятся и деревенские дороги) нельзя. Тем более что питбайки объективно не оборудованы для такой езды: у них нет фары, заднего фонаря, зеркал заднего вида. Добираться до места тренировки «верхом» тоже запрещено: такой транспорт следует перевозить в прицепе.
Если питбайк в обход правил все же выехал на дорогу общего пользования, к нему автоматически применяются те же требования, что и к мопеду или мотоциклу – в зависимости от его технических характеристик. А значит, водителю должно быть не меньше 16 (или 18, если объем двигателя питбайка больше 125 кубов), он должен иметь водительское удостоверение, медсправку, а сам транспорт – техпаспорт и госномер. Если всего этого нет, наступает административная ответственность, водитель получает штраф. Если ему нет 16, к ответственности привлекут родителей.
Это касается и других видов мотоинвентаря. Недавно на окраине Минска задержали двух подростков 14 лет на байках для мотокросса, которые катались где-то в полях и заехали на заправку пополнить бак. В итоге мотоциклы были отправлены на штрафстоянку, с парнями проводится профилактическая работа. А родителей привлекли к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей.
Электроскутер
Если электроскутер развивает скорость не больше 25 км/час и имеет мощность до 0,25 кВт, он считается средством персональной мобильности. А значит, к нему предъявляются те же требования, что и к другим СПМ. В этом случае водительское удостоверение не нужно, но важно, чтобы человеку, который им управляет, было не меньше 14.
Если электроскутер мощнее, нужно изучать его характеристики. Если мощность двигателя до 4 кВт, а максимальная скорость – до 50 км/ч, он приравнивается к мопеду, если выше – к мотоциклу. А значит, действуют те же требования, что и к этим видам транспорта: возраст от 16 лет, водительское удостоверение типа АМ или А1. Мопеды и другой транспорт, который к ним приравнен, в постановке на учет не нуждаются.
Квадроцикл
В Беларуси квадроциклы относятся к категории колесных тракторов и самоходных машин наравне со снегоходами, снегоболотовездеходами и мотовездеходами. Право управлять такой техникой дает удостоверение тракториста-машиниста категории А, которое можно получить с 17 лет. Также ездить за рулем квадроцикла могут те, кто уже имеет водительское удостоверение любой категории, за исключением АМ и А1. Ставить такой транспорт на учет не нужно.
На квадроциклах по дорогам ездить можно, но только по тем, где нет усовершенствованного покрытия: грунтовой, гравийной. Если выехал на асфальт – штраф от 0,2 до 1 базовой.
Кстати, не путайте квадроцикл с квадрициклом. Несмотря на отличие в одну букву, это совсем другой вид транспорта, похожий на мотоколяску. И требования к нему иные.
Мопед и мотоцикл
Здесь все стандартно. Управлять мопедом можно при наличии водительского удостоверения категории АМ. Его можно получить с 16 лет: для этого необходимо сдать теоретический экзамен по ПДД.
Также с 16 у нас в стране разрешается управлять легкими мотоциклами – с объемом двигателя до 125 кубов или мощностью не более 11 кВт. Чтобы получить водительское удостоверение категории А1 (именно оно дает такое право), нужно сдать два экзамена – теорию и практику на «площадке». Ходить в автошколу не обязательно – достаточно самоподготовки.
Управлять более мощными мотоциклами (категория А) можно с 18 лет. Экзаменов тоже два, но обучение в автошколе уже обязательно.