Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, основателя советской реактивной и сверхзвуковой техники, создателя первоклассных самолетов СУ Павла Осиповича Сухого.
Родился Павел Осипович 22 июля 1895 года в городе Глубокое Витебской области в многодетной семье учителя, где он был единственным сыном. Родители, Осип Андреевич и Елизавета Яковлевна, работали в народном училище. С детства мальчик проявлял интерес к технике и математике, с малых лет его привлекали летательные аппараты и все, что было с ними связано.
Семья Павла переехала в Гомель, когда ему было пять лет. Здесь мальчик поступил в мужскую гимназию, которую окончил в 1914 году с серебряной медалью. Однажды, возвращаясь из гимназии, Павел впервые увидел в небе самолет. От неожиданности у него перехватило дух. «Не птица, а человек летит над нами!» — позже рассказывал Павел Осипович о своих впечатлениях. В тот день над Гомелем пролетал один из первых русских авиаторов Сергей Уточкин, показательные полеты которого стали отправной точкой в судьбе Павла Сухого. С этого момента, уединившись дома на чердаке, гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов.
Вскоре Сухой поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова), а через год перевелся в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
С 1916 года он служил в армии, был участником Первой мировой войны в качестве прапорщика-артиллериста. На фронте будущий авиаконструктор в полной мере осознал, какую важную роль в войне играет авиация.
В 1918-1919 годах Павел Осипович работал учителем математики в школах Лунинца и Гомеля, а в 1920-1925 годах продолжал учебу в Московском высшем техническом училище (ныне ИМТУ). Сразу после выпуска он приступил к работе инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), куда его пригласил ученый и авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.
Профессионализм молодого специалиста достаточно быстро вырос, под общим руководством Андрея Туполева Сухой работал над истребителем И-4 в 1927, И-14 в 1933. Также были спроектированы новые модификации самолета. В конструкторском бюро Павел Осипович работал ведущим конструктором, начальником конструкторской бригады, конструкторского отдела при разработке самолетов РД (АНТ-25) и «Родина» (АНТ-37 бис).
В 1936 году командование ВВС объявило конкурс на лучший двухместный одномоторный самолет, «с широким кругом боевых обязанностей»: разведчика, ближнего бомбардировщика и штурмовика. Проектирование скоростного самолета под условным названием «Иванов» Туполев поручил бригаде Павла Сухого, которая ранее создала рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37. На этих самолетах были установлены десятки мировых рекордов и выполнены уникальные перелеты, в том числе и легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова Москва — Портленд (США) через Северный полюс.
В 1939-1949 годах Павел Осипович Сухой был главным конструктором объединенного конструкторского бюро-29 (АКБ-29), а также директором опытного авиазавода №134. Под его руководством созданы бронированный штурмовик Су-6, реактивный фронтовой истребитель-перехватчик Су-9 с тормозным парашютом и катапультой, сверхзвуковой реактивный истребитель-перехватчик с герметической кабиной Су-15 и другие.
При проектировании боевых машин Павел Сухой стремился довести самолеты до совершенства, искал новые, необычные решения, опирался на новые материалы и технологии. В 1949-1953 годах он являлся заместителем главного конструктора, в 1953 году главным, а с 1956 генеральным конструктором знаменитого ЦАГИ.
В 1966 году был создан первый советский истребитель-бомбардировщик со сменной геометрией крыла и его модификации Су-17, где Сухой впервые поставил кресло-катапульту К-36. Это был новый вклад конструктора в развитие боевой авиации. В начале 1970-х годов был создан всепогодный бомбардировщик Су-24 с системой автоматического огибания рельефа местности (с модификацией).
Выдающимся достижением АКБ Сухого стали стратосферный стратегический сверхзвуковой разведчик-ракетоносец Т-4 и его дальнейшие разработки, где впервые в мировом самолетостроении использована кабина экипажа, которая отклоняется вертикально.
За свою творческую жизнь Павел Осипович Сухой вместе с сотрудниками конструкторского бюро создали более 50-ти моделей самолетов, на которых установлены рекорды мира по протяженности, высоте и скорости полета.
Знаменитые «сушки» прочно вошли в историю мировой авиации. На новых поколениях Су-27 летают летчики прославленной эскадрильи «Русские витязи», демонстрируя искусство высшего пилотажа.
Имя доктора технических наук, дважды Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР, дважды лауреата Государственной премии СССР, Ленинской и Сталинской премий навсегда вошло в историю авиации. За выдающиеся достижения в области авиационной техники и науки Павлу Осиповичу Сухому была посмертно присуждена Золотая медаль имени Туполева Академии наук СССР.
Сухой отличался необыкновенной сдержанностью и невозмутимостью, ценил свое время, был добродушным человеком. Люди, которым довелось с ним работать, всегда с уважением отзывались о Павле Сухом.
Талантливым авиаконструктором гордится и его родина — Беларусь. Именем Павла Осиповича назван Гомельский государственный технический университет, конструкторское бюро, а также улицы в ряде городов. В Гомеле в 1977 году установлен его бронзовый бюст. На родине выдающегося авиаконструктора, в городе Глубоком, в 1996 году появился памятник — самолет Су-17, а в школе создан музей Сухого.
Авиаконструктор работал до последних дней своей жизни. Умер Павел Осипович в 1975 году, похоронен в Москве.
Павел Осипович Сухой внес безмерный вклад в развитие советской авиации. Самолеты марки «Су» не раз становились мировыми рекордсменами. Создавая машины, опережающие свое время, их создатель всегда был нацелен на будущее, что послужило залогом успеха Павла Сухого на долгие годы вперед.