Почему внесение изменений в Основной закон страны – задел на будущее?

Опубликовано вт, 07/12/2021 года - 15:50
Автор статьи

В понедельник, согласовывая назначение руководителей местных органов власти, Александр Лукашенко заострил внимание на нежелании оппозиции принимать саму идею внесения поправок в Конституцию. Люди, так рьяно требовавшие перемен, вдруг говорят: стоп. Изменений не нужно. И начинают кампанию по срыву еще официально не объявленного референдума. Повторюсь: не оспаривают сами изменения и не вносят свои предложения. Отвергают то, на чем настаивали едва ли не с оружием в руках. Парадокс.

В чем причина такого поведения? Сложно сказать, но если ориентироваться на мировую практику, нельзя утверждать, что законы зарубежных стран столь уж консервативны. Не берем даже волны крупных конституционных реформ, прокатившиеся по всему земному шару после двух мировых войн и принятие более 70 новых конституций после распада СССР и социалистического лагеря.

В большинстве европейских стран за последние 25–30 лет конституции менялись не единожды. В Швеции, например,  с 1991 года Основной закон изменился три раза, в Норвегии с 1990 года – столько же, в Нидерландах с 1995 года – четыре раза. 7 раз с 1991 года менялась австрийская конституция. В 1994 она обновлялась в Бельгии, в 1999 – в Швейцарии…

Миру свойственно двигаться вперед, и законодательство должно идти в ногу со временем. Тогда, в 1995 году, во время первого референдума была острая необходимость сосредоточить власть в одних руках. Иначе бы Беларусь ждал экономический и политический крах. Сегодня же эта концентрация может привести к аналогичному эффекту. Александр Лукашенко не раз и на  Всебелорусском народном собрании, и во время «Большого разговора с Президентом» говорил о делегировании полномочий другим ветвям власти. Разве это плохо?

Отдельный разговор – о народном вече. Как делегат VI Всебелорусского народного собрания целиком и полностью поддерживаю инициативу по приданию ему официального статуса и наделению особыми полномочиями.  Это не позволит в будущем изменить выбранный вектор во внешней политике, отказаться от социальных обязательств. Нет, это не двоевластие, это страховка для многих поколений белорусов от исчезновения нашей нации, залог сохранения нашей культуры, традиций, самобытности.

Вскоре поправки в Конституцию страны вынесут на всеобщее обсуждение. С ними ознакомится каждый. И примет решение. Но уже по сегодняшнему противодействию со стороны беглых политиков можно сделать вывод: нововведения ой как не нравятся отдельным личностям за рубежом. А значит, они пойдут только во благо гражданам Беларуси.