«Для них мы очень странные, непонятные бог весть кто!» Как дельфины воспринимают людей?

Почему дрессировать дельфина — тупиковый путь? В проекте «Честный рассказ» объяснил тренер морских млекопитающих Минского дельфинария Евгений Фищук.

— Здесь нет ни одного дрессировщика, само слово «дрессура» — почти ругательство. Мы их тренируем, воспитываем и учим, но никто никого не дрессирует.

Ничего более точного, чем академик Павлов, я вам не расскажу. Мы работаем с очень умными, но все-таки животными, и вся работа — это моделирование поведения и построение рефлекторных дуг, не больше и не меньше. То есть общение сводится к тому, чтобы найти точки контакта и, используя неширокий ассортимент взаимного понимания, договориться, объяснить и прийти к каким-то вещам. Все это делается буквально на ощупь, причем со связанными за спиной руками.

Начнем с простого: дельфин вас не слышит. Сколько ты ему не пой песен и не рассказывай стихов, мы для него очень странные, двуногие и непонятные бог весть кто. Видит он нас тоже, мягко говоря, сомнительно, потому что зрение у дельфинов довольно специфическое. Когда пытаешься воспитать собаку или даже серьезного зверя в цирке, льва или тигра, живешь с ним в схожих условиях — каждый понимает, что такое гравитация, слышит плюс-минус те же звуки и запахи. Общий базис есть. А в случае с дельфинами совершенно другое восприятие, и каких-то моментов, через которые можно строить общение, гораздо меньше.

Мы с нашими ребятами уже очень много лет вместе. Научились по возможности понимать их, они постарались и нашли способы и возможности понимать нас. Вся идея в том, что работа с дельфинами, вообще с животными, всегда должна быть взаимовыгодным партнерством. Это должно быть интересно в обе стороны. Иначе мы опять приходим к дрессуре, но это неправильный путь.

«Им должно быть интересно»

В хорошо отлаженной системе никто никого не заставляет что-либо делать. Бесполезно ссориться и ругаться со зверушкой, которая весит больше и плавает гораздо лучше, а тебе к ней идти в бассейн. Наша задача — их заинтересовать, замотивировать и в игровой форме показать то, что они умеют. Им самим должно быть интересно.

Если ты приходишь и «говоришь»: «Ребята, я сейчас в таком классном настроении! Сейчас мы с вами — эх!» — и видишь, что сейчас дельфин абсолютно ничего не хочет делать… Например, он только что обожрался или подрался с соседом, или у него просто сегодня дзен и любование облачком, не надо пытаться его заставить или уговорить. Это не то. Гораздо проще позвать остальных: «Ребята, смотрите, у меня сегодня есть новый мяч!» Вероятнее всего, через пару минут он присоединится сам по принципу: «Так, подождите. А чего я буду скучать в окно, если я могу потусить со всеми?»

Когда приходишь в «банду», надо сразу понимать, как разговаривать с лидером, с тем, кто стоит рядом. Не нужно провоцировать какие-то внутренние разборки. Мы всегда стараемся создать достаточно дружественную внутреннюю атмосферу. Нужно понимать, что внутри стада есть иерархия, и это тоже надо всегда просчитывать.

Подготовлено по видео БЕЛТА.