Встречу приурочили к 100-летию со дня рождения героической землячки. Участники диалоговой площадки обсудили биографию добрушанки, ее вклад в победу над фашизмом.
– В ходе дискуссии мы затронули тему роли женщин в Великой Отечественной войне, о значении памяти о войне для будущих поколений, – отметили библиотекари.
Справка «ДК»:
Она родилась 28 июля 1925 года в Добруше. Отец Иван Иванович, участник Гражданской войны, работал в лесничестве, а мать воспитывала дочек Римму и Аллу. В 1933 году семья переехала в Минск. Римма Шершнева училась в 25‑й белорусской средней образцовой железнодорожной школе им. А.Червякова. Во время войны здание школы было разрушено фашистами. Впоследствии на этом месте построили нынешний минский Главпочтамт. К слову, историю и географию здесь преподавал белорусский классик Янка Мавр.
Со школьной скамьи в спецшколу разведчиков
В первые дни войны отец добровольцем ушел на фронт, а семью эвакуировали в селение Тоцкое Чкаловской области (сегодня — Оренбургская обл. — Прим. авт.). Здесь Римма окончила 10 классов и вступила в комсомол. Она рвалась на фронт, но в военкомате получала отказы. После письма в ЦК ВЛКСМ ее вызвали в Москву. 1 июня 1942 года она отправилась в столицу Советского Союза, чтобы пройти обучение в спецшколе. Учили подрывному делу, разведке, тактике, прыжкам с парашютом, приемам конспирации и другим особенностям партизанской борьбы. После завершения учебы она пришла в штаб Минского соединения как инструктор‑связник. После ее настойчивых просьб она была включена с состав партизанского отряда им. Гастелло.
Последний бой
25 ноября 1942 года бригада Николая Розова, в которой и находилась тогда Римма, получила задание разгромить фашистский гарнизон в деревне Ломовичи Полесской (сегодня – Гомельской) области. Артиллерийским огнем партизаны уничтожили 12 дзотов и перешли в атаку, но неожиданно на перекрестке дорог в центре деревни «заговорил» незамеченный вражеский дзот с круговым обстрелом. Партизанская атака захлебнулась. В этот критический момент к дзоту бросилась группа бойцов, в которой была и Римма. Командир отряда, тяжелораненый, упал у самой амбразуры. Кирилл Мазуров, в то время секретарь ЦК ЛКСМБ, писал после этой операции маме Риммы Лидии Васильевне: «…Последний бой, в котором приняла участие Римма, был тяжелый и суровый. Партизаны штурмом взяли населенный пункт.
В центре остался один большой дзот, из которого фашисты вели сильный огонь. Римма бросилась на амбразуру дзота и была тяжело ранена. Через несколько минут дзот взяли. Партизаны уничтожили в нем около 20 фашистов… Лидия Васильевна, вы можете по праву гордиться вашей дочерью».
Участник того боя Виктор Чистов впоследствии вспоминал: «Я подбежал к дзоту. Гляжу, наша Римма безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв собой амбразуру. Я осторожно подтащил ее наверх, на купол дзота. Смотрю, еще дышит…» В партизанку попало более 10 пуль, но она прожила еще одиннадцать дней! Приходя в сознание, она спрашивала, жив ли командир. Говорят, что она была влюблена в него. 6 декабря 1942 года в 18.30 Римма Шершнева умерла. Ее похоронили в деревне Живунь Любанского района, а впоследствии останки были перезахоронены на Аллее славы в Любани. Посмертно Римма Шершнева была награждена орденом Красного Знамени. О подвиге 21 марта 1943 года сообщило Советское информбюро.
Дети о подвиге
Именем Риммы Шершневой названы улицы в Добруше, деревнях Живунь и Ломовичи. Его также носит минская гимназия № 25. Здесь в музее собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о довоенной жизни героини и ее боевом пути. Ученица 8 «А» класса гимназии Анна Лоханская признается, что, когда она писала научно‑практическую работу о Римме и делилась подробностями ее подвига, ровесники не понимали: «Недоумевали, как в таком юном возрасте она могла пожертвовать собой?! Ради чего? Но после того, как я рассказала им о ней подробно и объяснила, почему она так поступила, они на все стали смотреть другими глазами».
Она его любила…
Сегодня в Минске живут две родные племянницы Риммы Шершневой, которые родились в 1950‑е годы. Светлана Ивановна Зубарова, старшая из племянниц, сегодня на пенсии, о своей тете, погибшей в 17 лет, говорит со светлой грустью: «Даже когда ее не стало, мы всегда ощущали ее поддержку. После войны мама Риммы была членом Белорусского комитета защиты мира. Со всего Советского Союза к нам приезжали пионеры и комсомольцы. Удивительное совпадение, но на военном кладбище, которое находится по соседству с моим домом, покоится командир партизанской бригады Николай Розов. Бабушка рассказывала, что Римма его очень любила и именно к нему она бросилась на помощь, когда его ранили в том последнем для нее бою».