Принято считать, что жители нашей страны славятся особым гостеприимством. Многие из тех, кто приезжает в Беларусь в служебные командировки и по личным делам, отмечают: люди у нас отзывчивые, подскажут время, дорогу и даже готовы проводить к нужному адресу.
А я помню, как много лет назад в составе делегации молодых журналистов из Беларуси поехала на стажировку в Швецию. Нас заселили в комфортабельную гостиницу, выдали наличные на проезд в общественном транспорте, а дальше – сами. Никто нас организованно по городу не возил, за ручку не водил. Язык не знаем, на ломаном английском пытаемся объяснить прохожим, куда нам надо. А вечно спешащие шведы делают удивленный вид и извиняются: «сори», ничем помочь не можем… Такое отношение местных жителей к иностранным гостям дало понять: мы чужие на этом празднике жизни. И как бы ни впечатляли шведские достопримечательности, промышленные гиганты, ухоженность территорий, моложавые пенсионеры на велосипедах, переполненные товарами витрины магазинов на фоне наших пустых полок в конце 90-х, горчинка на душе все-таки осталась.
За время работы в редакции не раз приходилось бывать в России. Каждая такая поездка, без преувеличения, – как встреча с хорошими знакомыми, добрыми друзьями. Помню, как тепло реагировали злынковчане, когда им говорили, что на мероприятии присутствуют соседи из белорусского Добруша. А уж как у них ценят творчество местных поэтов, воспевающих российскую глубинку! Литературные праздники там собирают полные залы. И каждое официальное мероприятие неизменно начинается с возложения цветов к воинским мемориалам. Как, впрочем, и у нас. Общая история, память, уважение к подвигу освободителей – то, что сближает наши народы.
Есть и многое другое, что объединяет жителей двух братских стран. Работа, например. Не секрет, что определенная часть белорусов предпочитает вахтовый метод в РФ: месяц-другой физически нелегкого труда – и на заработанные деньги можно длительное время спокойно жить дома. Кстати, условия, которые предлагают нашим соотечественникам, весьма неплохие, отношение местных жителей – дружелюбное. Когда у меня, неудачливой гастарбайтерши, оказавшейся в Ленинградской области, случился перелом руки, в поликлинике мне помогали надеть и застегнуть пальто, водитель маршрутки не начинал движение, пока я не усядусь на место, абсолютно незнакомые люди в метро переносили мой чемодан.
При этом сами жители поселка Терволово не были избалованы вниманием: аптека – в соседнем населенном пункте, до которого – 6 километров, автобусы ходят по расписанию «как повезет», а до ближайшего продуктового магазина – 20 минут ходьбы. Казалось, о «шаговой доступности» там никто и не слышал. Но на фоне доброжелательного отношения к приезжим, особенно – белорусам, эти неудобства казались мелочью. Привыкаешь, и уже не так тянет домой. Тем более, что знаешь: вернуться в Беларусь при желании можно в любой момент и безо всяких проблем. Сел в автобус, поезд или маршрутку – и через 13–15 часов уже будешь на Родине. При этом не нужно стоять в очереди на границе – между нашими странами нет никаких барьеров.