Читайте детям не нотации, а веселые книги

Рубрика:

2012 год объявлен Годом книги не случайно. Ведь чтение – особый, сложно заменимый чем-либо дру­гим, творческий процесс. Нельзя сводить его ис­ключительно к получению готовой информации. При чтении совершенствуются способности к оценке жизненных ситуаций, к анализу получаемой инфор­мации. Растет объем памяти и словарный запас, об­легчается общение и понимание других людей.

 Библиотекари Добрушской центральной библиотеки берут на себя значительную часть ра­боты и  предлагают всем поучас­твовать в приобщении  детей к чтению. Совместное чтение всем приносит большую взаимную пользу: содействует обретению особой бли­зости между детьми и родителями, прививает привычку внимательно слушать, высказывать собствен­ное мнение о прочитанном, анализировать свои чувства.
Работники абонемента решили  предложить вашему вни­манию «круг чтения» «Читайте детям не нотации, а веселые книги!» Одноименная выставка будет дей­ствовать в течение года. Сюда  вклю­чены произведения мировой детской литературы, имеющие большой воспитательный потенциал и за­ряд оптимизма. Здесь нет научно-познавательных книг, так как большинство родителей именно на та­кие источники ориентирует своих детей, справед­ливо считая их помощью в учебе. Более того, неко­торые ученики начальной школы даже с гордостью говорят, что «принципиально не читают художест­венную литературу». Многие ошибочно считают, что ин­теллект может быть ценен сам по себе. Не следует забывать мудрое пожелание Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет!»
Мы не только представим некоторые книги, ре­комендуемые для совместного чтения, но и дадим несколько советов. Чаще все­го дети и родители читают поочередно. Если ребе­нок не хочет читать – ни в коем случае не настаи­вайте! Читайте сами. Обязательным условием должно оставаться качество чтения: чи­тать медленно, выразительно, вдумчиво.
Многим родителям кажется, что все нужные их детям книги есть дома. Обращаем внимание на то, что библиотека спо­собна значительно расширить ваши возможности и именно в библиотеке есть среда читаю­щих детей, есть примеры для подражания, есть усло­вия для разговора о книгах «равного с равным».
При отборе литературы мы старались учитывать не только советы специалистов по детскому чтению, но и оценки наших читателей.
Среди классических детских книг, широко из­вестных в мире и оказавших большое влияние на детское чтение, немало произведений, созданных в Англии. «Это безоблачный мир, где просто гуляешь, слушаешь то, что никто не слышит, и ни о чем не заботишь­ся», – именно такую формулировку дает один из са­мых известных персонажей мировой детской лите­ратуры Кристофер Робин. Сказка «Винни-Пух и все, все, все» английского писателя А. Милна является, по сути, своеобразной игрой, как и сказки английского автора Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Особого внимания заслуживают книги италь­янца Д. Родари, создавшего «игрушки из слов». Его творчество – это далеко не только самые известные «Приключения Чиполлино». Широко представлено  творче­ство шведской писательницы А. Линдгрен, существенно изменившей саму суть литературной сказки, максимально приблизив и гармонично впи­сав волшебство в современность. Ее Пеппи Длинный чулок, к примеру, признается: «Я не согласна с тем, чтобы хоть кто-нибудь на свете пла­кал из-за меня и чувствовал бы себя несчастным». Сказки В. Каверина, С. Прокофьевой, Е. Шварца,
Н. Носова, Э. Успенского –  веселы, интересны, художе­ственны, поучительны без излишнего морализа­торства. Стихи
Г. Остера, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Я.Акима,
В. Берестова, И. Токмаковой – очень подходят для совместного чтения с детьми. С улыбкой авторы рас­сказывают читателям про человеческие недостатки и достоинства. Делают это в доступной и забавной форме.
В том, какие книги вы будете читать со своими детьми, самую большую роль будете все равно иг­рать вы сами. Ошибочным является мнение многих родителей, что кни­ги их детства не смогут заинтересовать их детей. Ведь если бы это было верным – мировая классическая литература перестала бы су­ществовать. Любимая вами книга не вызвала интереса у вашего ребенка? Это вовсе не потому, что сейчас другое время – просто не та книга. Попробуйте предложить что-либо другое.
На выставку мы отобрали более двух десятков  замечатель­ных детских книг. Надеемся, что презентация «круга чтения» «Читайте детям не нотации, а веселые книги!» помо­жет вам начать читать вместе с детьми и принесет много взаимного удовольствия. Подарите им шанс полюбить книгу и начните с книг, прочитанных вместе.
О. ШЕВЧЕНКО,
заведующая отделом обслуживания Добрушской центральной библиотеки