Журналист "Добрушскага краю" на день стал водителем мусоровоза

За день водитель мусоровоза «Добрушского коммунальника» Евгений Федосов удаляет из города приблизительно 75 кубометров бытовых отходов. Его работа, в прямом смысле, делает мир чище. Труд этот нелегкий. В тонкости борьбы с мусором вникал корреспондент «ДК», который на день стал напарником Евгения.

Высоко сижу…

Просторная кабина МАЗа многое говорит о его хозяине. Здесь чистота и какой-то домашний уют. И совсем не потому, что машина «свежая» – 2017 года выпуска.

– Весь световой день провожу на работе, поэтому и стараюсь сделать монотонное сидение за рулем более комфортным, – поясняет напарник. – Установил магнитолу, несколько динамиков…

Обзор в кабине МАЗа удивляет. С полутораметровой высоты легковые автомобили кажутся игрушечными. На узких улочках они почтительно жмутся к обочине: зацепи такую махину – ремонтировать будет нечего. Но крутиться возле контейнерных площадок с большими габаритами проблематично. В этом водителю помощники 5 (!) зеркал заднего вида и заднее обзорное стекло.

На подъезде к контейнерной площадке Евгений объясняет алгоритм работы: подъезжаем, выпрыгиваем из машины и начинаем работать. Он – у рычагов гидрораспределителя, стажер лопатой убирает вывалившийся мусор в контейнеры. Первая остановка – перекресток улиц Киевской и Риммы Шершневой.

– Повезло, – констатирует факт водитель. – Лопата не понадобится. А вот в воскресенье возле контейнеров – горы полных пакетов. И на людей обижаться нельзя – кто виноват, что контейнеры за два дня так быстро заполняются? Вручную навожу здесь чистоту.

Первый опыт

Без дела стоять скучно. Евгений предлагает попробовать поуправлять  манипулятором-захватом. Мол, дело простое. Однако, без подготовки сразу теряешься и не понимаешь, какой из 10 рычагов нажимать и в каком порядке. Причем, наставник запрещает смотреть на табличку с надписями, которые, по его словам, не соответствуют действительности.

– Сам неделю к машине привыкал, – сознается он. – До этого на ГАЗе работал. Зарисовал рычаги на листочке и опытным путем определил, который за что отвечает.

Времени и сноровки для таких опытов оказалось маловато. Едва не погнув контейнер, а заодно и кузов машины, стажер от управления был отстранен. В качестве компенсации водитель разрешил нажать рычаг, управляющий уплотнительной плитой. Его хоть до посинения дави – ломаться нечему.

Отъезжая, Евгений делает пометку в блокноте – «12-й». Поясняет: в кузов помещается содержимое 24-26 контейнеров. Без малого – 20 кубометров. Специального датчика в кабине нет. Вот и приходится «ставить палочки». По такому же алгоритму действуем на контейнерной площадке у лицея, на улице Чапаева. У железнодорожного вокзала задерживаемся подольше – контейнеры закрыты на замок. Открывая их, водитель поясняет такую заботу железнодорожников:

– Жильцы частного сектора повадились сюда мусор таскать. Ладно бы, аккуратно складировали…

В неаккуратности «частников» убедились уже на следующей площадке: ярко-желтый контейнер для сбора вторсырья забит бытовыми отходами. Соседний же металлический контейнер сияет чистотой. Бывает и такое.

Заполярье – хорошо, а дома – лучше

За смену мусоровоз делает четыре рейса на полигон. Именно там, вдали от дорог общего пользования, пришла пора меняться местом с водителем. Не надолго. Проехал всего метров 50. Машина – зверь, а на первом же льду на дороге стала буксовать.

– В этом плане ГАЗик предпочтительнее был, – вспоминает первый мусоровоз напарник. – Да и привыкнуть к большой технике нужно. Я права еще в школе получил. Мечтал механиком стать, даже несколько месяцев в сельхозтехникуме проучился. Потом понял – не мое это.

На мусоровозе Евгений уже три года. На областном конкурсе профмастерства среди водителей спецтехники в минувшем году стал победителем. До этого работал далеко от дома и родины – в Якутии. Признается: только благодаря вахтам смог накопить денег на легковое авто и собственную квартиру. Женился и в холодное Заполярье больше не поехал.

– Это когда семьей не обременен, можно по миру скитаться, – говорит он. – Потом совсем другие приоритеты в жизни появляются. Понимаешь: ребенку нужен отец, жене – муж. Сегодня дочурке без малого три годика. Конечно, хотела бы видеть папу космонавтом. Но водитель – тоже хорошо…

Р.S.

После посещения третьей, четвертой контейнерных площадок чувство брезгливости уходит на второй план, неприятные запахи кажутся не такими резкими. Появляется раздражение от нерадивых горожан, не способных поместить пакет с мусором в открытый контейнер. Покидаю машину МАЗа с полной уверенностью, что сам всегда буду доносить бумажку до урны, урну – до контейнера. Для поддержания чистоты в городе большего и не надо.

Сергей ЧАЙДАК

Фото автора