Ветеран-пограничник Аркадий Левков из Добруша рассказал, где видел актера Леонида Быкова и почему до сих пор хранит старый значок «За дальний поход»

Рубрика:

Добрушанин Аркадий Левков День пограничника называет профессиональным праздником. Три года службы на пограничном сторожевом корабле «Киров» – запоминающийся период в жизни мужчины.

– Мне повезло в юности обладать отменным здоровьем, – рассказывает Аркадий Иванович. – Других во флот не брали. Признаться, обрадовался, когда узнал, где буду служить.

Армейские будни Аркадия Ивановича начинались в Анапе, в «учебке» для будущих моряков. Окончить ее будущий моторист так и не успел – его рабочие руки понадобились в деле.

– Срочно необходим был человек для работы в моторном отсеке пограничного корабля. Я был как раз таким. До армии успел поработать в МТС, гайки крутить умел. Так первым распределился в часть, три года прослужил в Петропавловске Камчатском, – рассказывает моряк-пограничник.

Добрушанину, выросшему у воды, хотелось в море. Пейзажи, которые видел за кормой, остались не только в памяти мужчины, но и на многочисленных фото. Их пограничник бережно хранит в дембельском альбоме с начала 60-х годов прошлого века. На черно-белых кадрах – уникальные виды, на которых облака «встречаются» с горами, извержение Авачинского вулкана и только море за кормой…

– Точнее, воды Тихого океана. Вахту несли месяц, потом на 10 дней возвращались в порт, чтобы пополнить запасы провианта. И снова заступали на службу по охране рубежей Родины. Нередко судно сопровождали ледоколы. Я наблюдал за самыми знаменитыми из них: «Сталин», «Ленин», «Ермак», «Москва». Вопреки существующему мнению, ледокол не режет лед. Он как бы наползает на него и проламывает, подминает под себя, – поясняет наш земляк.

Службу старший матрос Левков нес в самом сердце пограничного судна – в моторном отсеке корабля. Путь до места приписки был неблизкий. Более двух с половиной месяцев длилось путешествие от Кувшинской Салмы до Петропавловска Камчатского. Во время одной из остановок, на острове Диксон, он впервые посмотрел фильм «Полосатый рейс».

 В остальном же, вспоминает собеседник, романтики на судне было мало. Дальний поход – нелегкое испытание для команды. Морякам, которые достойно перенесли тяготы морского «путешествия» с боевыми задачами, вручили значок «За дальний поход». Его Аркадий Иванович бережет как реликвию. Говорит, такого нет больше ни у кого в районе.

Во время службы добрушанин понял, насколько необъятна его Родина. В свободную минуту в одной каюте собирались белорус Левков, украинец Завалка, россиянин Савинов, ненец Айваседа, татарин Катлубаев... Мечтали о «дембеле» и твердой земле под ногами. В праздники службу несли с особым усердием.

– Для пограничников в это время действовал приказ об усиленной охране границы. Нередки были боевые тревоги, – рассказывает собеседник. – Однажды команду нашего корабля пригласили на встречу Нового года в дивизион. Все было очень торжественно, моряков поздравлял известный актер Леонид Быков. Можно было даже взять у него автограф. Я дожидался своей очереди. И вдруг слышим: «Киров!» Тревога!» Мы  ринулись к выходу, едва не снося двери зала.

Обладателем автографа известного актера Аркадий Иванович так и не стал. Зато стал одним из немногих добрушан, кто общался с ним вживую.

В его службе было немало «острых» моментов. Например, когда конвоировали судна заблудившихся в водах японских рыбаков. Вооруженные советские моряки спускались на судно нарушителей границы. А однажды, вспоминает собеседник, конвоировать пришлось военный корабль японского флота.

Гораздо более приятным было путешествие к родным берегам.

– Отпуск дали лишь однажды. 15 дней добирался до Добруша, 10 дней отдыхал дома и 15 дней возвращался к месту службы: сначала поездом до Москвы, потом больше недели – до Владивостока, оттуда морем до Петропавловска Камчатского, – рассказывает пограничник. – Путешествие было интересным. Особенно, на пароходе «Советский Союз»: 230 метров в длину, там был даже бассейн.

В душе Аркадий Иванович остался моряком-пограничником. В его доме нередко собираются товарищи, объединенные нерушимым морским братством. На земле они сменили тельняшки и кители на формы рабочих. Вот и Аркадий Иванович много лет отработал водителем.

Наталья ВАСИЛЬЕВА

Фото Евгения УСТИНОВА