В Добруше воспитывают молодых робототехников

Рубрика:

В классе районного центра дополнительного образования хаос: на столах разбросаны печатные платы от компьютеров и бытовой техники, радиодетали, тестеры, паяльники, нарисованные от руки схемы. Не обращая внимания на беспорядок, компания детей и подростков увлеченно собирает что-то из деталей  Lego и посматривает на экран компьютера.  Картина на учебный процесс не похожа. Однако педагог дополнительного образования Антон Прусский успокаивает: детали и инструменты – не что иное, как конструктор для создания действующих моделей радиоэлектронных изделий. А возле стола идет обсуждение нового робота. В спорах, говорит собеседник, рождается истина.

В центре дополнительного образования раньше работал кружок электроники. Выпускник физического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины предложил учить детей еще и робототехнике. Предложение нашло отклик у руководства учреждения, а разработанный проект понравился  иностранным спонсорам. На их грант были приобретены три специализированных набора конструкторов Lego. Стоимость каждого – полторы тысячи рублей.
– Новое направление сразу привлекло детей, – рассказывает Антон Прусский. – Набралось четыре группы любителей робототехники в возрасте от 12 до 16 лет. Кружок работает всего полтора года, но некоторые ребята уже имеют большой багаж знаний и пробуют себя в специальных конкурсах. Александр Силин и Дмитрий Жумигин, например, уже отлично показали себя на районном конкурсе технического творчества и стали победителями в нескольких номинациях. Сейчас готовимся к первому областному конкурсу по робототехнике.
Конструкторы Lego только на первый взгляд кажутся простыми детскими игрушками. Созданные из этих деталей машины умеют не только двигаться по определенному алгоритму, но и выполнять несложные действия. Большой слон, впервые продемонстрированный широкой публике на выставке во время празднования Дня молодежи, например, умел ходить и двигать головой. Манипулятор на неподвижной платформе перекладывает с одного на другое место небольшие детали. Кажется, что на их создание ушла уйма времени. Однако Антон разочаровывает: небольшие действующие модели собираются за час-два, слон – часа четыре.
– Изначально робот проектируется на компьютере в специальной программе, – поясняет он. – Если вижу, что создать его из имеющихся деталей реально – приступаем к сборке и программированию.
Оказывается: одной фантазии и умения работать с мелкими пластиковыми деталями недостаточно. В игровой форме ребята постигают основы физики, математики, программирования и 3D-моделирования. Есть в классе и собственный 3D-принтер. Вживую увидеть чудо техники довелось впервые. Небольшой механизм помогает ребятам изучать прототипирование. На нем можно создавать необходимые детали. Шестеренка, сделанная, кстати, для самого принтера, выглядит образцом совершенства. Большие изделия напечатать проблематично, но мелкие – с легкостью.
Узнав, что Антон приехал в Добруш по распределению, спрашиваю: через полгода ребята останутся без научного руководителя?
– Самому этого не хотелось бы, – признается собеседник. – Себя чувствую больше ученым, чем преподавателем. Параллельно с работой учусь в магистратуре университета по специальности «физика». Занятия с детьми для меня скорее практика. Буду стараться успевать и наукой заниматься, и воспитанников учить. Среди ребят очень много талантливых личностей. Найти к ним подход и заинтересовать каким-то определенным направлением – само по себе увлекательное занятие.
Сергей ЧАЙДАК
Фото Евгения УСТИНОВА