При строительстве гидро-электростанции в Добруше строители обнаружили деревянную стену более чем вековой давности

Рубрика:

Многие автомобилисты обратили внимание на просевший асфальт на дамбе в месте строительства мини-гидроэлектростанции. С насыпи, правда, не видно, что делают под инженерным сооружением строители объекта. Поэтому добрушане задаются резонным вопросом: безопасно ли передвижение по этому участку дороги, и не продолжится ли дальнейшее проседание дорожного покрытия?

В поисках ответа журналисты «ДК» отправились на строительную площадку. Увиденное и рассказанное специалистами предприятия «Спецмонтаж-177» пролило свет на некоторые загадки.

– Еще на начальном этапе было принято решение не перекрывать движение по дамбе и сделать три прокола под дорожным полотном, – рассказывает прораб Александр Кайдунов. – Вырыли котлован, укрепили его стены металлическими опорами и листами. Проседание появилось после дождей, которые подмыли часть откосов дороги. Возможно, свою роль в этом сыграло и удаление части деревянной стены, обнаруженной точно посередине дамбы.

Технология прокола предприятием отработана до мелочей. В котлован заводится часть металлической трубы диаметром 2,2 метра. Мощные гидравлические домкраты запрессовывают ее в насыпь на определенный отрезок. Грунт выбирается вручную. Эта операция продолжается снова. Скорость прохождения – 2-3 метра в день. Общая протяженность нитки трубы – 18 метров.

Сюрприз поджидал строителей на девятиметровом отрезке. Почти монолитная стена из вертикальных сосновых бревен, собранная по принципу «паз-гребень», преградила им путь.

– Пытались выяснить, что за сооружение, но безрезультатно, – признается прораб. – Удаляли часть преграды вручную. Бензопила смолистые бревна не взяла. Пришлось работать бензорезом и топорами. Знающие люди утверждают: стена была изготовлена из так называемого «недоенного» леса, приобретшего каменную твердость. Не удивительно, что при резке бревен искры летели, словно от металла. На небольшое, по сути, отверстие потратили половину рабочего дня.

Первый прокол удачно завершили. Обратный конец трубы, выведенный значительно ниже верхнего бьефа реки, сейчас прикрывает земляная пробка.  В настоящий момент идет подготовка площадки и котлована для очередного прокола. Учитывая предыдущий опыт, рабочие снова готовят бензорез. По словам Александра Кайдунова, нет гарантии, что в месте очередных проколов не возникнут новые просадки дорожного полотна. При любом варианте предприятие-подрядчик после завершения строительства приведет дорогу в первоначальный вид.

P.S.

Кстати, о деревянной преграде, которую строители приняли за часть старого моста. В виртуальном музее Википедии размещен фотоснимок, датированный 1901 годом. На нем – начало строительства плотины в Добруше.  Как видно на фото, сооружение создавали исключительно из древесины.

Сергей ЧАЙДАК

Фото Евгения УСТИНОВА