Дарагія сябры!

Пачалася падпіска на газету “Добрушскі край” на 2018 год.

Спадзяёмся, што вы зробіце правільны выбар, і мы будзем разам!

Цана падпіскі на паўгоддзе – 31 руб. 20 кап.

Пять лучших призов для счастливчиков

У вас есть шанс поймать удачу
Чтобы стать обладателем пылесоса, электрического утюга, электрофена, кухонного миксера или напольных весов, сделайте два несложных действия:
1.Оформите подписку на «Добрушскі край» на 1 полугодие 2018 года
2. Вышлите копию квитанции на адрес редакции или электронную почту
Определение призеров состоится в январе

Бывшая нефтеперекачивающая станция под Жгунской Будой в Добрушском районе стала пользоваться особым вниманием у нелегальных скупщиков и заготовщиков металла

Рубрика:

Секретных военных объектов, уже открытых для свободного доступа, по всей Беларуси несколько десятков. Есть такой заброшенный комплекс подземных сооружений и в нашем районе. Неподалеку от Жгунской Буды. Журналисты «ДК» посетили бывшую нефтеперекачивающую станцию не из праздного любопытства. Хотелось разобраться, что манит сюда так называемых сталкеров и «черных металлистов»?

Топливо лилось рекой

Еще в шестидесятые годы минувшего столетия рядом с только начавшим работать нефтепроводом «Дружба» началось строительство объекта. Процесс шел под занавесом секретности. В лесу сначала появился растворно-бетонный узел, копались котлованы, строились коробки зданий. Через несколько лет на поляне «вырос» двухэтажный жилой дом, деревянные барак-казарма и столовая. Вокруг стройки высадили сосновый лес, сам объект обнесли колючей проволокой. Еще на подходе к нему таблички пре­дупреждали: «Стой! Стреляют!». Бдительный часовой на вышке дублировал предупреждение невнимательным грибникам голосом.

Сельчане без боязни приходили в расположение роты охраны объекта, посещали военторговский магазин, в котором во времена дефицита ассортимент был не чета сельским точкам. Но что конкретно расположено за охраняемым периметром, не знал никто. Летом, когда в лесах у деревни появлялись большие ротные палатки военных и солдатики за считанные дни проложили на аэродром поселка Зябровка по полям и болотам разборный наземный топливопровод, из стыков дюралевых труб буквально рекой полился авиационный керосин и «солярка». Нередко топливо вывозилось из-под Жгуно-Буды огромными цистернами. Кое-кто из бывших и действующих военных знал: базирующиеся в Зябровке стратегические бомбардировщики ТУ-22 за один полет потребляли до 30 тонн авиакеросина.

В двух шагах от смерти

Рассказать об истории объекта и показать некоторые его секреты согласился местный житель, назвавшийся Сергеем. Вместе с ним мы пересекаем кое-где сохранившуюся белую полосу перед руинами бывшего КПП.

– Зданий почти не осталось, – рассказывает экскурсовод. – Растащили по кирпичику. Даже плиты перекрытия вывезли. Остались только бункеры и капониры. К ним и пойдем.

Взбираемся на холм высотой с двухэтажное здание и, не дойдя до его вершины, слышим резкий окрик сопровождающего: «Стой!». Оказывается, метрах в двух впереди среди буйной растительности скрывается один из колодцев водоотвода. Бетонные кольца уходят вглубь метров на 15. Представив, что могло случиться, едва не отказались от осмотра холма. Позже таких же метрового диаметра колодцев по периметру холма насчитали еще несколько десятков. Практически все – без люков и лестниц.

– На металл срезали, – комментирует Сергей. – Но основное место добычи металлолома не здесь, а на самом верху.

Распложенные в три ряда около шести десятков прямоугольных бетонных ячеек размером где-то 2 на 3 метра предваряют вход в огромные цистерны. Люки, как и защитные металлические конструкции на этом желобе, исчезли лет десять тому назад. В бетонном перекрытии пробиты длинные отверстия. Видно, так сподручнее вытаскивать из емкостей полосы металла двухсантиметровой толщины.

Местный «клондайк»

Из цистерн ощутимо воняет керосином и «солярой». В некоторых из них на дне виднеется вода с цветными разводами от нефтепродуктов. Смотреть в черный зев емкости не просто неприятно – страшно. А ведь кто-то, несмотря на такие испарения, работал внутри автогеном.

– Это только сверху кажется, что емкость целая, – поясняет сопровождающий. – Присмотритесь: металла в большинстве из них уже нет. Когда хранилище монтировалось, цистерны снаружи обливались бетоном. Вот он и не дает просесть земле. Технология добычи проста: полоса отрезается автогеном и поднимается вверх ручной лебедкой, которая крепится на сколоченных из жердей опорах.

Накатанные колеи свидетельствуют о частом посещении этого места людьми. Рядом валяются десятки покрышек от большегрузных автомобилей, неметаллические части фильтров, погружных насосов.  От подножья холма в разные стороны расходятся канавы глубиной от нескольких десятков сантиметров до полуметра. Сергей поясняет: здесь лежали силовые кабели толщиной с руку взрослого человека.

Как по навигатору, двигаемся вдоль одной из канав к бывшей насосной станции. Остались, правда, от нее лишь воспоминания. А точнее – одна бетонная коробка, спрятанная в земле. Трубы, кабели, крепления обрезаны по уровню стен. При входе видна трафаретная надпись: «Применяй инструмент только из цветных металлов, не дающих искру».

– Скоро не только цветных, но и черных металлов здесь не останется, – говорит «экскурсовод». – Да и не жалко. Другое тревожит. Грибной сезон начнется, а здесь, в елочках, самые маслята. Вдруг кто колодец не заметит? Да и подростки из деревни и ближайших дач сюда повадились. Играть приходят. Сталкерами себя называют.

Под бдительным оком

 Безопасность местных жителей тревожит и власти района. Заместитель председателя райисполкома Сергей Петровский сам несколько раз выезжал на небезопасный объект совместно со спасателями. Решение однозначное: пути подъезда к руинам перекачивающей станции нужно закрывать. Входы в цистерны и шахтные колодцы, по меньшей мере, забетонировать. Вот только для районного бюджета ноша эта непосильная.

И в самом деле, только для консервации одной цистерны нужны несколько кубических метров бетона. А их почти шесть десятков. Сколько шахтных колодцев – и подсчитать невозможно.

– Обратились за помощью к властям области, – говорит Сергей Викторович. – По последним данным, вопрос вынесен на рассмотрение комиссии по чрезвычайным ситуациям. Каково будет технологическое решение, пока сказать трудно.

Несмотря на фактическую безхозность, территорию бывшей перекачивающей станции под контролем держат местные правоохранители. Заместитель начальника РОВД Алексей Маковей сообщил: рейдовые мероприятия, итогом которых нередко становится поимка «черных металлистов», проходят как днем, так и в ночное время.

– Стараемся не дать им времени на заготовку металла, – рассказывает он. – Если такие бригады не успели приступить к своей работе, вежливо выпроваживаем. Машины с грузом задерживаем для дальнейшего разбирательства. Пока не будет решен вопрос с консервацией цистерн и шахтных колодцев, будем и впредь регулярно «мониторить» объект под Жгунской Будой. На это ориентируем и участковых инспекторов, другие подразделения райотдела милиции.

Сергей ЧАЙДАК

Фото Евгения УСТИНОВА